Салон Магии и Мистики Елены Руденко. Киев ,тел: +380506251562
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Салон Магии и Мистики Елены Руденко. Киев ,тел: +380506251562

Гадание. Приворот. Отворот. Снятие порчи. Защита. Школа магии.
 
ФорумФорум  КонтактыКонтакты  Товары салонаТовары салона  Услуги салонаУслуги салона  ПоискПоиск  Последние изображенияПоследние изображения  ВходВход  РегистрацияРегистрация  ГалереяГалерея  

 

 НЕМНОГО ИСТОРИИ

Перейти вниз 
Участников: 2
АвторСообщение
Solarnat

Solarnat


Сообщения : 9047
Очки : 15119
Дата регистрации : 2011-02-27
Репутация : 5

НЕМНОГО ИСТОРИИ Empty
СообщениеТема: НЕМНОГО ИСТОРИИ   НЕМНОГО ИСТОРИИ EmptyСб 19 Ноя 2011, 12:36

НЕМНОГО ИСТОРИИ
НЕМНОГО ИСТОРИИ Post11472_img1

Есть страны и культуры, представляющие для мира неостывающий интерес. Такова Япония. Её притягательная сила рождается из долгой истории, из оригинальной этики, яркого искусства. Глубина японской жизни и работы её мастеров давно стали предметом научных статей, товаром для западных дилеров и поводом к пылкому пристрастию коллекционеров. Уже не первое десятилетие одним из таких увлечений остается резная японская миниатюра нэцкэ (netsuke), возникшая некогда с целями вполне бытовыми.

_________________
ко мне на тыSmile
Все что ни делается - все к лучшему
Вернуться к началу Перейти вниз
Solarnat

Solarnat


Сообщения : 9047
Очки : 15119
Дата регистрации : 2011-02-27
Репутация : 5

НЕМНОГО ИСТОРИИ Empty
СообщениеТема: Re: НЕМНОГО ИСТОРИИ   НЕМНОГО ИСТОРИИ EmptyСб 19 Ноя 2011, 12:37

Сложилось так, что традиционная одежда на Японских островах была элегантной, но не имела карманов, и свои личные вещи японцы приспособились носить в небольших сумках или футлярах, которые подвешивали к поясу-кушаку. Нецке были аналогом пуговицы, мини-стопорами на конце тесьмы, мешающими этим сумкам упасть. Благодаря многозначности иероглифов и в зависимости от написания "нэцкэ" переводится, как "прикреплять и подвешивать" ( китайцы переводили свои аналоги как "маленький висящий предмет"). Со временем нэцкэ стали декоративными, а выдумка и мастерство японских резчиков превратили их настоящие произведения искусства.

Японские боги и культовые фигуры всегда носили неземной характер и были лишены физической оболочки. Признаки присутствия богов японцы видели через священное Зеркало и Саблю. Божественное проявления виделись им в священных горах, реках, деревьях.

_________________
ко мне на тыSmile
Все что ни делается - все к лучшему
Вернуться к началу Перейти вниз
Solarnat

Solarnat


Сообщения : 9047
Очки : 15119
Дата регистрации : 2011-02-27
Репутация : 5

НЕМНОГО ИСТОРИИ Empty
СообщениеТема: Re: НЕМНОГО ИСТОРИИ   НЕМНОГО ИСТОРИИ EmptyСб 19 Ноя 2011, 12:37

Пришедший в VI веке с Корейского полуострова буддизм принес на Японские острова концепцию близости и почти равенства человека и божества. Теперь Бог мог иметь сотни человеческих лиц. Будда Любви и Благодарности нес в себе умиротворение, способное успокоить даже детей и женщина Будда Гнева и Мести одним своим видом приводил окружающих в трепет. С распространением новой религии появляются целые династии резчиков, создающих не только фигуры в человеческий рост, но и крошечные нэцкэ величиной от двух до семи сантиметров. Первыми японскими учителями нового искусства были китайцы, но шаг за шагом оригинальная японская миниатюра становится для остального мира одним из путей познания японской культуры и души.

_________________
ко мне на тыSmile
Все что ни делается - все к лучшему
Вернуться к началу Перейти вниз
Solarnat

Solarnat


Сообщения : 9047
Очки : 15119
Дата регистрации : 2011-02-27
Репутация : 5

НЕМНОГО ИСТОРИИ Empty
СообщениеТема: Re: НЕМНОГО ИСТОРИИ   НЕМНОГО ИСТОРИИ EmptyСб 19 Ноя 2011, 12:37

Из требований, предъявляемых к нэцкэ, главными были два: её прочность - чтобы удерживать предмет, прикрепленный к поясу, и её дизайн. Став частью повседневной жизни, нэцкэ были не только практичным украшением; они могли отражать социальное положение владельца и даже его религиозные и нравственные оценки. С помощью нэцкэ крепили амулеты, кожаные кошельки, походную пиалу для саке. На картинах и свитках, изображающих битву японцев с нашествием монголов в 1293 году, изображены воины с сумками на поясе и миниатюрными нэцкэ.

_________________
ко мне на тыSmile
Все что ни делается - все к лучшему
Вернуться к началу Перейти вниз
Solarnat

Solarnat


Сообщения : 9047
Очки : 15119
Дата регистрации : 2011-02-27
Репутация : 5

НЕМНОГО ИСТОРИИ Empty
СообщениеТема: Re: НЕМНОГО ИСТОРИИ   НЕМНОГО ИСТОРИИ EmptyСб 19 Ноя 2011, 12:37

Примерно в 1543 году португальские мореплаватели привезли в Японию табак, попавший в Европу с острова Тобаго и любимый индейцами. Несмотря на запреты императоров и местных властей на его выращивание и продажу, в XVIII веке любовь японцев к табаку, ношение на поясе кисетов и нэцкэ становится повсеместным.

Но нэцкэ использовали не только как деталь одежды. Примерно в это же самое время в Японии появляется такой редкий и дорогой материал, как рог носорога и моржовая кость, привозимые голландскими купцами, по сути, первыми связавшими Японию с Европой. Японские знахари верили, что если поверхность нэцкэ, изготовленную из полых костей кита-нарвала или моржового бивня, соскоблить ножом и порошок этот бросить в отвар, то это средство способно излечить простуду.

_________________
ко мне на тыSmile
Все что ни делается - все к лучшему
Вернуться к началу Перейти вниз
Solarnat

Solarnat


Сообщения : 9047
Очки : 15119
Дата регистрации : 2011-02-27
Репутация : 5

НЕМНОГО ИСТОРИИ Empty
СообщениеТема: Re: НЕМНОГО ИСТОРИИ   НЕМНОГО ИСТОРИИ EmptyСб 19 Ноя 2011, 12:37

Эпоха массового интереса японцев к нэцкэ как к факту искусства началась в XIX веке, когда ряд мастеров, основываясь на старых записях, картинах и гравюрах, стали воссоздавать античные японские нэцкэ X-XIII веков.Сегодня полки музеев и коллекций занимают нэцкэ в форме знаменитой бутылочки для рисовой водки саке или копии куклы XVIII века из слоновой кости, ставшей классикой, и миниатюрные маски из театра Кабуки XVI-XVII веков.

На протяжении долгого времени нэцкэ были чем-то вроде культурных и религиозных хроник из жизни страны; их сюжетам и героям нет числа. Среди них - боги и демоны, пейзажи и люди, птицы и животные. Азартные игроки носили нэцкэ со змеёй или черепом, что должно было принести им удачу, верующие - фигурки знаменитых буддистов, любители театра - нэцкэ, изображающие маски, люди, желающие выздороветь, фигурки, изображавшие целителей или слепых массажистов.

_________________
ко мне на тыSmile
Все что ни делается - все к лучшему
Вернуться к началу Перейти вниз
Solarnat

Solarnat


Сообщения : 9047
Очки : 15119
Дата регистрации : 2011-02-27
Репутация : 5

НЕМНОГО ИСТОРИИ Empty
СообщениеТема: Re: НЕМНОГО ИСТОРИИ   НЕМНОГО ИСТОРИИ EmptyСб 19 Ноя 2011, 12:38

Жизнь у мастеров нэцкэ была несравненно беднее, чем у придворных художников, обслуживавших японских феодалов сёгунов: художники лучше оплачивались и даже могли получить творческую студию от императорского департамента искусства. Зато творческой свободы и возможностей для поиска у авторов нэцкэ было гораздо больше. Эта раскованность мастеров нэцкэ видна в их ироническом, а порой и карикатурном изображении богов и религиозных кумиров, в значительно опережающей своё время пластике. Например, S. Unjido, изобразивший знаменитого китайского монаха VII века Б.Зен-Ши, а также десятки других мастеров.

_________________
ко мне на тыSmile
Все что ни делается - все к лучшему
Вернуться к началу Перейти вниз
Solarnat

Solarnat


Сообщения : 9047
Очки : 15119
Дата регистрации : 2011-02-27
Репутация : 5

НЕМНОГО ИСТОРИИ Empty
СообщениеТема: Re: НЕМНОГО ИСТОРИИ   НЕМНОГО ИСТОРИИ EmptyСб 19 Ноя 2011, 12:38

Немало профессиональных ухищрений, секретов и сноровки было вложено в дизайн нэцкэ. Например, миниатюра "Осы" была выполнена в форме сот, из которых выглядывают крошечные осы. При встряхивании эта нэцкэ издавала звук трещотки, подражающий жужжанию осы, но "шумовые элементы" из самой миниатюры не выпадали. Другие хитроумные изделия прятали в себе скрытые выдвижные части или другие маленькие сюрпризы. Выдающимся мастером XVIII века считается Tоmokazu из Киото. Его знаменитая нэцкэ "Слепой не боится змеи, или Неведающий - счастлив", размером всего в 5 см считается подлинным шедевром. О его способности отдаваться работе на несколько суток подряд, позабыв о еде, рассказывали хроники. Его мастерство и память о нем увековечены в одном из самых известных японских храмов.

_________________
ко мне на тыSmile
Все что ни делается - все к лучшему
Вернуться к началу Перейти вниз
Solarnat

Solarnat


Сообщения : 9047
Очки : 15119
Дата регистрации : 2011-02-27
Репутация : 5

НЕМНОГО ИСТОРИИ Empty
СообщениеТема: Re: НЕМНОГО ИСТОРИИ   НЕМНОГО ИСТОРИИ EmptyСб 19 Ноя 2011, 12:38

Выдающимся мастером нэцкэ признан S.Yoshimura, работавший в середине XVIII века. Его фигуры демонов, сделанные из раскрашенного кипариса, находятся в Императорском музее Токио. Великий японский мастер XIX века Кайгокусаи был самоучкой. Немногочисленные работы, оставшиеся на родине ( 80% его работ было вывезено за границу), хранятся в коллекции императорской семьи. Его выдумка была неистощима. Серия его эротических нэцкэ "с запретными наслаждениями" была невозможна в практическом применениии, но зато cтала доходной статьёй экспорта и хранится в частных коллекциях и музеях. Он был знаменит своим талантом, большим кругом учеников, тем, что ежедневно выпивал больше двух литров рисовой водки саке, и, тем не менее, прожил восемьдесят лет.

_________________
ко мне на тыSmile
Все что ни делается - все к лучшему
Вернуться к началу Перейти вниз
Solarnat

Solarnat


Сообщения : 9047
Очки : 15119
Дата регистрации : 2011-02-27
Репутация : 5

НЕМНОГО ИСТОРИИ Empty
СообщениеТема: Re: НЕМНОГО ИСТОРИИ   НЕМНОГО ИСТОРИИ EmptyСб 19 Ноя 2011, 12:38


Но даже став предметом искусства, нэцкэ в большинстве своём еще долгое время оставались только частью ансамбля, дополняющего кимоно, и, как правило, выполнялись в едином стилевом ключе вместе с небольшими сумочками - инро ( inro), которые могли быть сделаны из дерева, кожи, керамики, и зажимами, стягивающими шнур у сумки - ojime. В зависимости от назначения инро могли состоять из нескольких отделений; в которых странники или торговцы хранили лекарства, бумаги и т.д.; их носили хмурый чиновник, непреклонный самурай и сговорчивая гейша.

www.ashkimsin.ru

_________________
ко мне на тыSmile
Все что ни делается - все к лучшему
Вернуться к началу Перейти вниз
Solarnat

Solarnat


Сообщения : 9047
Очки : 15119
Дата регистрации : 2011-02-27
Репутация : 5

НЕМНОГО ИСТОРИИ Empty
СообщениеТема: Re: НЕМНОГО ИСТОРИИ   НЕМНОГО ИСТОРИИ EmptyСб 19 Ноя 2011, 12:39


В зависимости от формы миниатюр и их сюжетов японские эксперты делят нэцкэ на четыре типа. Первая, katabori, изображает человеческие фигурки и животных. Вторая, katamiguta ( из районов Токио и Киото), имеет чашеобразную или овальную форму. Представляет собой комбинацию слоновой кости, рога с металлом или сплавами в виде диска. Такие нэцкэ делали многие известные граверы по металлу.

Нецке manju делают из дерева, бамбука, слоновой кости. Они были круглыми, плоскими или квадратными по имени пирога, называемого manju. Такие нэцкэ украшались резьбой или гравировкой и тоже состояли из разнородных материалов.

И, наконец, нэцкэ ryusa: с изображением цветочного орнамента, птиц и арабесок. Разумеется, такое разделение - самое общее. Собиратели предпочитают отбор по принадлежности к определенной художественной школе или историческому периоду, или сюжету.

История экспорта нэцкэ на Запад началась с любопытного эпизода. Известно, что в 1853 году американский командор М.Перри по приказу президента США Филмора привел свои корабли к Токио и убедил Японию стать открытой для торговли с Западом.

Один из носильщиков, обслуживающих американских моряков, носил свой кисет с табаком на поясе; заметив его нэцкэ в форме театральных масок, кто-то из офицеров был поражен их красотой и изяществом и попросил носильщика продать их ему или подарить. Японец, напуганный настойчивыми просьбами иностранца, беспрекословно расстался с нэцкэ, получив за это от американца множество сувениров и подарков. История дошла до японских властей, которые, прежде всего, обвинили бедного носильщика в самовольной торговле с иностранным государством и посадили его в тюрьму. По просьбе американцев беднягу вскоре выпустили, а офицер разыскал его и сказал, что готов купить целую партию нэцкэ и даже дать на это деньги. Со временем носильщик по имени Козабуро открыл торговую компанию Sanko Schokai по продаже нэцкэ и предметов искусства в страны Запада. С тех пор десятки тысяч лучших японских нэцкэ украшают собрания музеев и частных коллекционеров по всему миру, а японские историки искусства не скрывают огорчения по поводу бедности национальных экспозиций и свершившейся утечки части своего культурного наследия.

Но, несмотря на жалобы японских искусствоведов, музей Такаяма, расположенный в префектуре Нагоя, располагает прекрасной коллекцией из более чем трехсот старинных нэцкэ, инро и старинных табачных кисетов для ношения на поясе. Туристы и посетители музея не только наслаждаются гармонией и красотой миниатюр, но и погружаются в склонную к размышлениям и философским мыслям атмосферу, окружающую эти места. Здесь, неподалеку от горы Койя, находятся мавзолей одного из выдающихся японских буддистов IX века Кобо Даиши и сотни могил его последователей, приезжавших сюда в конце жизни, чтобы обрести свой последний приют рядом c учителем.

С последующим появлением в обиходе японцев европейского костюма с десятком карманов создание нэцкэ окончательно определяется как самостоятельное направление в декоративном искусстве.

Среди десятков тысяч экспонатов Музея Питта Риверса при Оксфордском университете достойное место занимает коллекция нэцкэ, подаренная музею в 1944 году Г. Гюнтером. Разнообразие сюжетов и мастерски исполненная резьба по дереву и кости привлекаюет к коллекции множество посетителей. Среди восьмисот миниатюр есть насколько изображений монаха Дарумы, почитаемого всеми основателями японского дзен-буддизма, который, по преданию, общаясь с космосом, медитировал так долго, что ноги его потеряли способность ходить.

Как и многие другие музеи США, Музей искусства Азии в Сан-Франциско начался с огромной частной коллекции восточного искусства, которую подарил в 1966 году крупный чикагский промышленник и коллекционер А Брундейж. Более трехсот античных нэцкэ и инру XVIII и XIX веков сегодня составляют одно из наиболее полных и интересных собраний в стране.

Американец В. Бошар собирает японскую живопись и нэцкэ вот уже четыре десятка лет. В 1964 году, находясь в Токио, он купил в художественной галерее двенадцать штук нэцкэ , выполненных как знаки зодиака. Они были подписаны знаменитым мастером Мацасуга и относились, по словам владельцев галереи, к концу XIX века. Позднее, узнав предмет поближе, он понял (как это бывает с начинающими), что купил подделку 1960 года изготовления. Более того, он узнал подлинное имя автора подделки, который и сам считался отменным мастером: просто галерея " попросила его помочь" и подписаться чужим именем. Сегодня эти экспонаты находятся в его собрании под настоящим именем автора. В собрании Бошара более 500 нэцкэ, и, что особенно ценно для собирателя, приобретение многих из них было одобрено крупнейшим в мире авторитетом в области нэцкэ Р. Бушелом. Нэцке

Р. Бушел начал составлять свою коллекцию в 1945 году, в бытность свою капитаном американского флота, расквартированного в Японии. Занимаясь собирательством нэцкэ в течение всей жизни, он создал крупнейшее в мире частное собрание. Оставшись жить в Японии, и годами ведя серьёзную исследовательскую работу, он отыскивал в японской провинции настоящие шедевры. Р. Бушел не только написал ряд обзорных и аналитических статей по искусству нэцкэ, но перевел с японского и адаптировал для англоязычного читателя работу известного искусствоведа У. Рейкики, впервые пробудив во всем мире живой интерес к этому искусству . И хотя коллекция Р.Бушела была четыре года назад распродана его потомками на аукционе Cотби, 150 работ из его коллекции по-прежнему украшают постоянную экспозицию County Museum в Лос-Анджелесе.

Мир нэцкэ поражает разнообразием сюжетов и материалов.Нецке может быть изготовлена из панциря черепахи, фарфора, коралла, янтаря или лакированного дерева. Cегодня нэцкэ - это не только коллекционирование, но и часть прибыльного сувенирного бизнеса. Их выпускают в форме пепельниц и зажигалок, куколок и пластинок, украшенных мини-компасом или циферблатом солнечных часов. Элегантные нэцкэ украшают рукоятки коллекционных кинжалов, канделябров и личных печатей. В число популярных на рынке украшений входят и нэцкэ, сделанные в форме подвесок на цепях или кожаных шнурах и украшенные полудрагоценными камнями.

НЕМНОГО ИСТОРИИ Post11476_img1

_________________
ко мне на тыSmile
Все что ни делается - все к лучшему
Вернуться к началу Перейти вниз
Solarnat

Solarnat


Сообщения : 9047
Очки : 15119
Дата регистрации : 2011-02-27
Репутация : 5

НЕМНОГО ИСТОРИИ Empty
СообщениеТема: Re: НЕМНОГО ИСТОРИИ   НЕМНОГО ИСТОРИИ EmptyСб 19 Ноя 2011, 12:40


Типология (виды) нэцкэ

* катабори (形彫) — самый известный вид нэцкэ, компактная резная скульптура, которая может изображать людей, животных, многофигурные группы. Характерна для зрелого периода истории нэцкэ (конец XVIII — начало XIX века).
НЕМНОГО ИСТОРИИ Post11536_img1

* анабори (穴彫) — подвид катабори, сюжеты которого создаются внутри вырезанной полости; наиболее обычны сцены внутри двустворчатой раковины.
НЕМНОГО ИСТОРИИ Post11536_img1_1

* саси (差) — Одна из наиболее старых форм нэцкэ. Она представляет собой длинный брусок (из различных материалов, но чаще всего из дерева) с отверстием для шнура на одном конце. Способ употребления саси отличается от всех других форм. Если катабори, мандзи и прочие использовали в качестве противовеса, то саси затыкали за пояс таким образом, что отверстие находилось внизу, а на шнурке, пропущенном через него, свисал кошелёк, ключи и т. п. Иногда на верхнем конце дополнительно вырезался крючок, зацеплявшийся за верхний край пояса. Обычно саси считают одной из форм нэцкэ, но по мнению некоторых исследователей, она является модификацией рукоятки меча, к которому подвешивали мешочек с кремнем и огнивом. Ещё одна близкая аналогия саси — приспособление оби-хасами, изобретённое в Китае. Оно впринципе аналогично саси, имеет крючок сверху, но вместо отверстия у оби-хасами внизу есть небольшое круглое утолщение, за которое привязывался носимый предмет. Первые нэцкэ-саси до наших дней дошли в очень небольшом количестве. Кроме того, первые нэцкэ-саси трудноотличимы от оби-хасами. Позже, в период развитого искусства нэцке, форма саси, вероятно, воспринималась как архаизм и использовалась не часто.
НЕМНОГО ИСТОРИИ Post11536_img1_2

* маска (яп. 面 мэн) — самая большая после катабори категория, часто являлась уменьшенной копией маски Ноо, по своим свойствам сходна с катабори и мандзю/кагамибута
НЕМНОГО ИСТОРИИ Post11536_img1_3
* итараку — нэцкэ в форме тыквы, коробочки или других предметов, сплетённых из проволоки, бамбука или тростника.

_________________
ко мне на тыSmile
Все что ни делается - все к лучшему
Вернуться к началу Перейти вниз
Solarnat

Solarnat


Сообщения : 9047
Очки : 15119
Дата регистрации : 2011-02-27
Репутация : 5

НЕМНОГО ИСТОРИИ Empty
СообщениеТема: Re: НЕМНОГО ИСТОРИИ   НЕМНОГО ИСТОРИИ EmptyСб 19 Ноя 2011, 12:40

* мандзю (饅頭) — нэцкэ в виде толстого диска, выполненного чаще всего из слоновой кости. Иногда делается из двух половинок. Изображение даётся гравировкой, которая, как правило сопровождается чернением. Название получила благодаря сходству с круглой плоской рисовой лепёшкой мандзю. Одной из своеобразных разновидностей мандзю является композиции, составленные из нескольких миниатюрных театральных масок.
НЕМНОГО ИСТОРИИ Post11536_img1_4

* рюса (柳左)— Вариант формы мандзю. Основное отличие этой формы от обычной мандзю в том, что она пустая внутри, а одна (верхняя) часть выполнена в технике сквозной резьбы. Когда рюса делали из двух разъёмных половинок, то обычно из середины материал выбирался с помощью токарного станка. Эта форма особенно часто использовалась в Эдо, где жил известный резчик Рюса (работал в 1780 годы), по имени которого она и названа. Считается, что эта форма, так же как и мандзю, особое распространение получила в связи с землетрясениями периода Ансэй (1854—1860), и в особенности с эдосским землетрясением 1855 года, когда многие нэцкэ были уничтожены и возникла необходимость в новой продукции. Простота изготовления рюса по сравнению, например, с катабори или кагамибута и повлияла на их преимущественное распространение в это время.
НЕМНОГО ИСТОРИИ Post11536_img1_5

* кагамибута (鏡蓋) — тоже сходна с мандзю, но представляет собой плоский сосуд, выполненный из слоновой или другой кости, рога, редко дерева, сверху покрытый металической крышкой, на которой и сосредоточена основная часть декоративного оформления выполненого с использованием широкой гаммы техник. Подпись на таких нэцкэ обычно принадлежит мастеру по металлу.
НЕМНОГО ИСТОРИИ Post11536_img1_6

_________________
ко мне на тыSmile
Все что ни делается - все к лучшему
Вернуться к началу Перейти вниз
Solarnat

Solarnat


Сообщения : 9047
Очки : 15119
Дата регистрации : 2011-02-27
Репутация : 5

НЕМНОГО ИСТОРИИ Empty
СообщениеТема: Re: НЕМНОГО ИСТОРИИ   НЕМНОГО ИСТОРИИ EmptyСб 19 Ноя 2011, 12:40

Этими формами, конечно, не исчерпывается всё многообразие нэцке. Существовали так называемые «курьёзные» нэцкэ — например, изготовленные из курков голландских ружей, резные изделия, приспособленные для ношения в качестве поясного брелока, такие как куклы, а так же брелоки, имеющие дополнительное практическое значение: в виде счётов — соробан, компаса, кремня и огнива, пепельницы и т. д. Однако эти вещи появляются в общей массе лишь эпизодически, они представляют собой исключение из общего правила.
НЕМНОГО ИСТОРИИ Post11536_img1_7


_________________
ко мне на тыSmile
Все что ни делается - все к лучшему
Вернуться к началу Перейти вниз
Solarnat

Solarnat


Сообщения : 9047
Очки : 15119
Дата регистрации : 2011-02-27
Репутация : 5

НЕМНОГО ИСТОРИИ Empty
СообщениеТема: Re: НЕМНОГО ИСТОРИИ   НЕМНОГО ИСТОРИИ EmptyСб 19 Ноя 2011, 12:41


Материалы, используемые при изготовлении

Материалы нэцкэ разноообразны.

Нэцке резали из:

* дерева,
* слоновой кости
* моржовой кости
* рога оленя
* рога буйвола
* носорожьего рога
* рога нарвала
* клыков вепря
* клыков медведя
* клыков волка
* клыков тигра
* костей различных животных.

Использовались, хотя и гораздо реже:

* лак
* металлы
* фарфор
* бамбук
* разные виды коралла
* разные виды янтаря
* черепаховый панцирь
* стекло
* агат
* нефрит
* кремень
* окаменевшее дерево.

Для ношения могли приспосабливаться

* тыквы-горлянки
* раковины

или же предметы, имевшее первоночально другое назначение, — например,

* детали оправы холодного оружия.

Однако нэцкэ из таких материалов, как лак, керамика, фарфор, представляют собой продукцию давно оформимившихся видов прикладного искусства со своими традициями и приёмами. Развитие же нэцкэ как самостоятельного искусства, становление его художественного языка, связанно с двумя материалами: деревом и слоновой костью.

* Слоновая кость в истории японского искусства — материал довольно «молодой». До периода Токугава о ней знали знали только по китайским изделиям. В виде бивней она стала завозиться в Японию из Аннама через Китай. Из этого материала изготавливали гребни для женской причёски и другие украшения, но в первую очередь — плектры для сямисэна. Обрезки слоновой кости, имевшие обычно треугольную форму, шли на массовое изготовление нэцкэ, что наложило отпечаток и на форму таких изделей. Мастера, работавшие по частным заказам и заботившиеся более о своей профессиональной репутации, чем о заработке, избегали такого материала.

* Дерево — традиционный материал японской скульптуры. Использовались различные породы, но чаще других —
* кипарисовик японский (хиноки).

Большая часть нэцкэ раннего периода выполнена из кипарисовика. Он мягок и удобен для резьбы, но обладает существенным недостатком: со временем изделия покрываются трещинами. Требования, которые предъявляются к нэцкэ, полнее всего удовлетворяет

* самшит японский (цугэ) — твёрдый материал, который издавна использовался для печатей. Помимо хиноки, использовали лёгкую и мягкую древесину

* корейской сосны (тёсэммацу), отличающуюся красновато-жёлтым оттенком.

Нэцкэ резали и из

* персимона — древесины имеющей желтоватый цвет и чёрную серцевину, которую иногда брали как самостоятельный материал.

Среди тяжёлых и твёрдых пород, кроме самшита, для изготовления нэцкэ применяли

* прунус (ису), древесина которого имеет тёмно-коричневый или красноватый оттенок. Существуют нэцкэ из

* бледно-розовой вишни (сакура),

а также из

* чёрного дерева, которое привозили из Индии

Гораздо реже применялись другие породы дерева — такие, как

* тис
* чайный куст
* камфорное
* железное дерево
* камелия
* жужуб
* сосна
* сандал
* грецкий орех
* бетелевый орех (растительная слоновая кость)
* пальмовый орех (в период Мэйдзи, его привозили из Южной Америки).

Преимущественное использование того или иного материала, объясняется, в первую очередь, причинами чисто практического характера: пригодностью, прочностью, доступностью и достаточным количеством.

Символика материала

В большинстве случаев материал обладал символическим подтекстом.

Так, самшит-цугэ, будучи вечнозелёным деревом, считался символом долголетия, и его древесина высоко ценилась как материал для оберегов, амулетов и других ритуальных предметов. Слоновая кость также имела благопожелательную символику, а кроме того была лечебным средством. В Китае, откуда поступали в Японию сначала изделия из слоновой кости, а позднее бивни, порошок или стружка от слоновой кости применялись в медицине. Например, для того, чтобы удалить занозу, использовали припарки из пудры слоновой кости и воды. Считалось, что сваренные в воде обрезки слоновой кости действуют как слабительное, но если их предварительно сжечь, то действие препарата будет обратным. Кроме того слоновую кость рекомендовали при эпилепсии, остеомиелите и оспе. Таким образом, китайские чжуй-цзы из слоновой кости были своего рода портативной аптечкой с лекарствами на все случаи.

О том, что такое восприятие слоновой кости существовало в Японии, свидетельствуют некоторые нэцкэ, у которых оборотная, не видимая чужому глазу сторона оставлялась необработанной для того, чтобы можно было соскрести немного слоновой кости для приготовления лекарства, не повредив при этом изображения. Такой способ применения нэцкэ, несомненно, был заимствован из Китая, где с той же целью использовали чжуй-цзы из слоновой кости. Нетрудно себе представить, что и в тех случаях, когда слоновая кость не предназначалась для лечения, понимание целительной функции материала оставалось неизменным, а потому его символика так же, как и символика самшита, связана с пожеланием долголетия. Лекарством считался и порошок из рога оленя, которому приписывали магические свойства: возвращение молодости и силы. Соответственно можно сделать вывод, что и нэцкэ из оленьего рога благодаря материалу заключали в себе оттенок пожелания здоровья и долголетия.

Благопожелательную и врачевательную символику имели и нэцкэ из сакуры, берёзы, прунуса, жужуба и некоторых других материалов.

_________________
ко мне на тыSmile
Все что ни делается - все к лучшему
Вернуться к началу Перейти вниз
Elena

Elena


Сообщения : 7456
Очки : 13479
Дата регистрации : 2011-03-05
Репутация : 3
Откуда : Киев

НЕМНОГО ИСТОРИИ Empty
СообщениеТема: Re: НЕМНОГО ИСТОРИИ   НЕМНОГО ИСТОРИИ EmptyВс 08 Янв 2012, 13:27

Своеобразным видом японского искусства, не встречающимся в других странах, является народная скульптура – нэцкэ. По своему назначению нэцкэ выполняли весьма утилитарную роль, служили подвеской, с помощью которой к поясу кимоно прикреплялись кошелек, кисет, ключи или инро – коробочка для хранения личных печатей или лекарств.

Первые нэцкэ по форме были очень просты и маловыразительны, обычно они делались в виде декоративной пуговицы или палочки. Но в дальнейшем формы нэцкэ стали изменяться и становились все замысловатее, утонченнее и изысканнее.

Принято считать, что нэцкэ – это традиционная японская скульптура, однако родиной ее является все-таки не Страна восходящего солнца, а Китай. В Китае намного раньше, чем в Японии, стали носить на поясе маленькие предметы, которые назывались чжуй-цзы. К XIV веку Япония позаимствовала у Китая многие обычаи, в том числе и манеру носить одежду. Первые собственно японские нэцкэ назывались просто «китайская вещь» или «китайская резьба». Но именно в Японии к XVII веку изготовление нэцкэ превратилось в высокое искусство, чего не случилось в Китае с брелками чжуй-цзы.

Золотой век в развитии японских нэцкэ – вторая половина XVIII и начало XIX века, когда увлечение ими приняло необычайно широкие масштабы. Нэцкэ изготовлялись из самых разных материалов: слоновой кости, оленьего рога, рогов буйвола и носорога, клыков вепря и медведя, волка и даже тигра, из моржовой кости, а также из древесных корней. Отсюда и произошло название нэцкэ («нэ» – корень и «цкэ» – прикреплять). Изящно вырезанные деревянные нэцкэ носили мелкие торговцы, ремесленники, крестьяне, а нэцкэ тончайшей работы в виде зверька или фигурки из слоновой кости можно было увидеть только на поясе богача.

Потом появились изделия фарфоровые и лаковые, из коралла и нефрита, окаменевшего дерева и янтаря, из панциря черепахи и стекла. А еще в качестве нэцкэ использовались маленькие тыквы-горлянки, красивые раковины и другие предметы, у которых ранее было совсем другое назначение (например, детали оправы ножей и мечей). Однако самые знаменитые фигурки вырезались все-таки из дерева и слоновой кости.

Как правило, дерево оставалось неокрашенным, оно лишь подвергалось тщательной полировке. Мастер-резчик стремился выявить и подчеркнуть природную красоту материала, его фактуру и цвет. Но из какого бы материала ни были сделаны такие фигурки, они не должны были быть тяжелыми и большими по размеру. Нэцкэ следовало быть гладким, прочным, иметь обтекаемую конфигурацию – без выступов, острых углов и граней. Отверстие, через которое проходил шнур, не должно портить нэцкэ, поэтому мастера виртуозно включали его в композиционное решение скульптурки. Этими условиями не мог пренебречь ни один мастер, все остальное зависело от творческой индивидуальности каждого.

Принято различать три вида (или формы) нэцкэ. Наиболее многочисленный вид – катабори (фигурные нэцкэ), которые представляют собой скульптурные изображения людей, животных, птиц, цветов, плодов и т.д. Все сюжеты, на которые были созданы нэцкэ, перечислить просто невозможно. Прежде всего мастера изображали национальных литературных и сказочных героев, и в первую очередь персонажами нэцкэ были семь богов счастья… Были фигурки, изображающие борьбу народных героев с демонами, изображались известные архаты – ученики Будды, нэцкэ в форме любимого народного героя Кинтаро – очень сильного ребенка… А некоторые нэцкэ запечатлели бытовые городские сценки: на приеме у массажиста, детские игры, образы смешных иностранцев, например, фигурка голландца в коротком плаще и с тощими ножками… Изображались и злые демоны, бог ада Яма, рыба-сом, от которой, по народным поверьям, и происходят все землетрясения.

Животные и люди нередко изображались с большим юмором. На одной известной нэцкэ показан осьминог, заигрывающий с русалкой; на другой – гуляка, проснувшийся после вечерней попойки. Завзятые игроки носили нэцкэ в форме черепов или змей, которые, по поверью, должны были принести им удачу. И, конечно же, множество нэцкэ представляли любимого в Японии бога Дайкоку – бога счастья, добра и веселья. Обычно его изображали веселым и толстым человечком с мешком риса за спиной и несколькими крысами. Древняя японская легенда гласит, что крыса однажды спасла Дайкоку. Когда боги разгневались и хотели сжечь его на костре, крыса посоветовала Дайкоку зарыться в мокрую землю…

Второй вид нэцкэ – это кагамибута, что буквально означает «зеркало в футляре». Обычно это небольшая круглая, плоская коробочка (сделанная из кости) с искусно украшенной металлической крышечкой.

Третий вид – это мандзю, форма которых напоминала рисовые лепешки. Эти нэцкэ в основном ценились за узор на их поверхности.

Одним из наиболее выдающихся мастеров нэцкэ, как пишет искусствовед Т. Норина, был Есимура Сюдзан. Живописец по образованию, он более прославился как блистательный резчик нэцкэ. За свое искусство Е. Сюдзан удостоился титула «хогэн», который обычно присваивался лишь мастерам монументальной скульптуры.

Свои нэцкэ Е. Сюдзан чаще всего вырезал на мифологические сюжеты, а порой воспроизводил образы, заимствованные из книг по искусству. Для своих фигурок мастер чаще всего использовал старый кипарис, готовые нэцкэ лишь слегка тонировал, втирая краску руками. Цвет кипариса приобретал мягкие пастельные тона, которые в свою очередь придавали нэцкэ изысканность.

Хорошо известно и имя Хиромори Мива I, для которого работа с нэцкэ сначала была просто развлечением. Однако с течением времени в этом искусстве он достиг такого мастерства, что прославился как первоклассный мастер.

Одна из его работ – фигурка крестьянина. Она изображает прижавшегося к земле, съежившегося от холода человека, который не может, как ни старается, укрыться от непогоды. Плащ его невелик, он закрыл только спину и плечи, а нога намного выше колена осталась на холоде.

Все в этом нэцкэ вызывает восхищение совершенством своей формы и гармонией целого. В нем нет ничего надуманного, неестественного. Густой темно-вишневый цвет дерева еще больше выигрывает благодаря введению в него лака. Ярким блеском он вспыхивает на шляпе крестьянина, на его колене, лице, циновке…

Образ крестьянина в этом нэцкэ очень эмоционален, поза его выразительна – особенно лицо с сердитыми глазами, выглядывающими из-под опущенных бровей, раздутыми ноздрями и плотно сжатым в гримасе ртом. Мастер Мива показал здесь себя тонким знатоком человеческих чувств, со всей полнотой раскрыв их в созданном образе. Неудивительно, что современники очень часто предпочитали нэцкэ Мива I другим.

Создавая свои произведения, японские мастера часто исходили из эстетической категории «ваби-саби» – красота простоты, что вообще является одной из характерных черт декоративного искусства Страны восходящего солнца. Руководствуясь этим принципом, они создавали подлинно выразительные шедевры, к числу которых относится «Сидящая утка» неизвестного мастера XVIII века.

Керамическая фигурка сидящей птицы покрыта глазурью. Утка плотно прижалась к земле, а голова ее повернута к спине. Основную роль в этом нэцкэ играет контур, силуэт, обрисованный одной непрерывной линией. Это маленький (высотой в 2,6 сантиметра) белый уснувший комочек, в перышках которого играют розовые блики заходящего солнца и нежно-голубой отсвет прозрачной воды. Совсем как в хокку Басё:


Утка прижалась к земле,

Платьем из крыльев прикрыла

Голые ноги свои…


Вернуться к началу Перейти вниз
 
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1
 Похожие темы
-
» Немного лирики........
» Страшные истории
» житейские истории
» Призраки – истории и факты
» Экскурсии по Киеву. Музей истории ГАО

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Салон Магии и Мистики Елены Руденко. Киев ,тел: +380506251562 :: Основной раздел форума!!! :: ******ВСЁ О МАГАХ И МАГИИ****** :: Амулеты и талисманы. Всё о НЭЦКЭ.-
Перейти: