Единоборства
В русском языке сложился такой устойчивый стереотип - если единоборства, то почему-то восточные. Бокс, кикбоксинг, борьба вольная и классическая,дзю-до, фехтование - тоже единоборства, только не восточные, а спортивные. Те восточные единоборства, которые в начале 90-х годов двадцатого столетия воспринимались как экзотика - тайский бокс, карате, таеквондо, ушу - обрели иной статус. Появились спортивные федерации, аккредитованные при Госкомспорте России. Теперь в России присваивают звания мастеров спорта по тайскому боксу, таеквондо и карате. Этот факт свидетельствует о росте популярности, служит лишним доказательством того, что восточные единоборства поднялись на качественно более высокий уровень. Вырос уровень участников соревнований, подготовлены замечательные тренерские кадры. А в тайском боксе, дзюдо, таеквондо, карате на уровне спорта высших достижений не встретишь ортодоксов, работающих, как завещали великие восточные учителя.
Передвижения и ударная техника изменилась координально за десять лет. Этот сайт создан для специалистов единоборств, тренеров, энтузиастов и их учеников. Для тех, кто старается развиваться, может поделиться опытом. В общем, для учителей и учеников.
Приглашаю всех к сотрудничеству в деле популяризации единоборств. Надеюсь на Ваше понимание и поддержку.
Всякое увлечение проходит свои стадии. И после восторженно-безоглядного восприятия следует трезвое, критическое - так уж мы устроены. В этой полемической статье излагается взгляд на экзотические единоборства, непривычный для их убежденных поклонников. Предлагая высказаться по существу поднятой проблемы любителям и специалистам в области единоборств, как боевых, так и спортивных, автор надеется приблизиться к ответу, где же все-таки находится истина.
Боевые единоборства продолжают оставаться предметом жгучего интереса. И так, наверное, будет еще долго. Многолюдные мероприятия под девизом "восточные единоборства: мифы и реальность" только добавили мифов, почти не прибавив реальности. А все ли, что потоком хлынуло (особенно в начале и середине 90-х) на нас с экранов, со страниц газет и журналов, было и есть на самом деле? Все ли истинно и соответствует жизни - или является плодом вымысла? Все ли мастера квалифицированны? Все ли обещания исполнимы?
Боевые искусства или восточные единоборства в многочисленных видео-, кино- и печатных материалах преподносятся в качестве самого верного и надежного способа раскрытия фантастических возможностей человека. Ведущие отдельного цикла телепередач, им посвященных, договорились даже о "сверхнормальных" способностях. Владеющему боевыми искусствами с щедростью приписываются возможности противостоять и безоговорочно победить противника, имеющего набор преимуществ: в силе, росте, весе. Мало того, предлагаются приемы ведения боя с тремя, пятью и даже десятью нападающими боксерами, самбистами, мастерами других школ, противниками, нападающими с различным огнестрельным и холодным оружием.
Казалось бы, так естественно мастерам боевых искусств, познавшим тайны овладения внутренней энергией, выйти и легко победить штангистов, обогнать бегунов, превзойти прыгунов... С другой стороны, спортсмены могли бы воспользоваться энергетической методикой "восточников", чтобы резко улучшить свои показатели.
Но мастера боевых искусств сводят демонстрацию своих физических качеств почему-то только к разбиванию предметов. А показательное исполнение приемов с несопротивляющимися и даже подыгрывающими партнерами считать серьезной демонстрацией возможностей просто не хочется. Нет и статистических данных, что среди лиц, обладающих повышенным здоровьем, пониженной заболеваемостью или долгожителей (а именно это является одной из целей улучшения здоровья), превалировали бы мастера боевых искусств.
Бросается в глаза странная вещь: родоначальники боевых единоборств - японцы и китайцы - имеют довольно скромные успехи в единоборствах спортивных. А те результаты, которые есть,- разве они соответствуют уровню притязаний представителей этих стран? А те китайцы или японцы, кто добивается результатов в традиционных видах спорта,- сами-то они насколько следуют родной методике восточных единоборств? И действительно, чего, казалось бы, проще для мастера боевых искусств, легко расправляющегося с несколькими нападающими,- выйти, ну, например, на соревнования по боксу и стать чемпионом! Силу ударов никто не ограничивает, да и увлечение философией и духовное совершенство должно бы предопределить победу.
Но этого нет. А среди людей, демонстрирующих творческие достижения в науке и искусствах,- кто может быть благодарен за это боевым искусствам, а не тому, что дано им от рождения и реализовано огромным трудом? Не отмечено также пока и случаев влияния боевых искусств и на изменения в характере - чтобы трус стал смелым, неврастеник - выдержанным, хотя и утверждается, что так должно быть. Аргументированный ответ нам на все эти вопросы нужен хотя бы для того, чтобы хоть как-то соотнести реальность с масштабами провозглашаемого в теориях и рекламных обещаниях, нам нужна реальная обоснованность претензий на создание сверхчеловека.
Иногда отвечают так: степень развития истинных мастеров ушу, каратэ, айкидо настолько высока, что они демонстрируют свои возможности на другом уровне, недоступном пониманию простых смертных. Но все рассуждения о существовании других уровней не снимают вопроса о нашем уровне. Вот бы их экспериментально сопоставить!
Выдвигают и такой аргумент: методика боевых искусств, позволяющая добиться феноменальных результатов, держится под большим секретом. Ее раскрывают только редким посвященным, остальным же предлагают суррогат, с помощью которого нельзя добиться высшей цели. Поэтому-то ею и не могут воспользоваться спортсмены для улучшения своих результатов. Но секрет, если бы им в действительности владели многие люди на протяжении долгих лет (история существования восточных единоборств насчитывает века), секрет, приносящий большой эффект, раскрытие которого очень сильно стимулируется (например, большой спорт - это большие деньги и успехи в нем - обладание ими),- такой секрет попросту не продержался бы так долго.
И последний аргумент - примеры отдельных трюков, с помощью которых мастера боевых искусств иногда демонстрируют свои возможности. Это разбивание твердых предметов различными способами, разбивание камней на теле (на голове, на груди) одновременно лежа на гвоздях или на лезвиях ножей, отпиливание лезвием отточенного ножа конечностей, не повреждающее кожу и т. п.
Спору нет, это сложные, требующие изрядной подготовки действия. Однако говорит это только о том, что, потратив много времени, человек научился исполнять эффектный цирковой трюк. А возбужденное увиденным сознание рядового зрителя, не совсем понимающего, что происходит, распространяет такую же степень умения на другие области физической деятельности: что же будет, если доведется встретиться с этим человеком в поединке? Да он же любого сразит наповал и мгновенно! Так в одной средневековой восточной притче посетители таверны разбежались с перепугу, увидев, как один из присутствующих на лету поразил иглой муху.
А теперь порассуждаем о предмете единоборств с точки зрения практики. Для создания эффективной методики на ее основе необходима возможность проведения обширных экспериментов и наблюдений за их результатами. Основой практики боевых искусств является поединок. Его особенность, при полной свободе действий, то есть в отсутствии каких-либо ограничений, это реальная опасность получения тяжелых травм, увечий и даже смертельных исходов. А поединки, исход которых увечья или смерть, не могут проходить в количестве, достаточном для выделения и систематизации основных, эффективных способов действий в них. Такие поединки не могут планироваться заранее для экспериментальной проверки эффективности разработанных действий, а случаются стихийно, в непредсказуемые моменты времени и крайне редко.
Сказанное не означает, что отсутствуют мастера, которые даже не единожды одолевали нападающих, превосходящих в силе, количестве и оружии. Но если грубо представить схему создания еще в древности действии в поединке, то она выглядела следующим образом. Столкнувшись несколько раз в схватках и одержав в них победу, человек уединялся в монастырскую или лесную келью и разрабатывал систему борьбы. При этом его разработки носили логически и умозрительно стройный характер, но были слабо применимы на практике.
Если присмотреться, многое в боевых искусствах и сейчас несет на себе печать этой келейности и замкнутости. Например, многочисленные ката или формальные упражнения в каратэ. Они имеют иерархическую, с возрастанием сложности, структуру, и исполнить их, соблюдая многочисленные правила, может не всякий. Но какое отношение к поединку имеют требования поворачивать голову в указанных направлениях в строго определенных этапах, или, начав выполнение из определенной точки, вернуться точно в нее? И если "бой с тенью" в боксе хоть как-то служит совершенствованию мастерства, то эффективность от выполнения многочисленных требований при исполнении ката примерно такая же, как и от муштры при исполнении сложных строевых приемов на плацу. А многочисленные упражнения по медитации и энергетике? Из опыта бокса или спортивной борьбы известно, что даже проводя много времени в схватках, довольно сложно научиться правильно себя там вести. А заниматься вместо этого медитацией и перегоном жизненной энергии по каналам и меридианам в полном уединении и надеяться, что в поединке можно будет за счет этого хоть что-то сделать,- просто не серьезно.
А стили зверей в ушу: обезьяны, утки, тигра, цапли, змеи и т. д.? Как правило, их предыстория повествует о том, что мастер какого-либо стиля длительное время наблюдал, например, за обезьяной или богомолом (большим кузнечиком) и перенял их повадки. Но человек не обезьяна, не кузнечик и, чтобы разработать систему борьбы для человека, нужно наблюдать за человеком, а не за кузнечиком. Таким образом, основной элемент практики боевых искусств - реально сопротивляющийся человек - был почти исключен из методики подготовки к поединку. Такая оторванность от практики и, естественно, архаичный, наивно-примитивный уровень понимания этой практики, привели к появлению системы восточных единоборств, увлекательно обоснованной на теоретико-философском уровне, но мало-эффективной на практике. Человек не знает азбуки единоборств. На эти возражения ответит и новичок.
Невозможность проверки практикой привела к тому, что от поколения к поколению догматически передавалась масса технических элементов и приемов, которые никто и никогда не применял реально. Таким образом, позволю себе сделать промежуточный вывод: то, что сегодня относят к традиционным боевым искусствам, является в основном, архаичным представлением о единоборствах и может представлять интерес только для историков. Современные же единоборства озабочены другим: кому и как присудить пальму первенства различных школ каратэ и ушу, ничем практически друг от друга не отличающихся, но самонадеянно утверждающих свою исключительность и превосходство?
На сегодняшний день практика единоборств в достаточном количестве существует только в спортивных поединках, при всех их условностях. Идеальные правила должны сочетать одновременно максимальную свободу действий и минимальную опасность для участников. Кроме того, правила не должны искусственно стимулировать один вид технических действий по сравнению с другим, а, поставив их в равные условия, дать возможность определить их истинную практическую ценность. В наибольшей степени этому критерию удовлетворяют правила кикбоксинга. Другие схожие правила контактных поединков представляются менее удачными. Основным недостатком правил кё-кусинкай является запрещение наносить удары руками в голову, которые являются существеннейшим элементом любого реального поединка. Разбирать правила неконтактных поединков, думается, не имеет смысла. Кроме того, ринг кикбоксинга предоставляет уникальную возможность сведения вместе, без особых ограничений для каждого, представителей различных школ каратэ и ушу, муай-тая (тайского бокса), савата (французского бокса) и бокса. Сегодня как никогда обозначилось желание стать сильнее и научиться побеждать соперника. К сожалению, оно сочетается с такой же тягой к экзотике и мистике, чем с лихвой насыщены восточные единоборства.
Благодаря этому можно проводить занятия и зарабатывая на этом, не обладая достаточной квалификацией, и не утруждая себя особо беспокойством и ответственностью за конечный результат. Можно создавать видимость прогресса у занимающихся путем освоения все более сложных формальных упражнений и сдачи на пояса, где знания таких формальных упражнений занимают центральное место. Проверить эффективность освоенного в реальной ситуации можно только у единиц. И если эти единицы наталкиваются на полную неприменимость того, чему их учили, то это списывается на их же личные недостатки.
Спортивные единоборства - кикбоксинг, бокс, различные виды борьбы, не замешивающие так густо свою методику подготовки на мистике и экзотике, лишены и доли той притягательности в обыденном сознании, которой обладают восточные единоборства. Сами же мастера и яростные приверженцы восточных единоборств отзываются о спортивных с неизменным скепсисом. На самом деле спортивные единоборства за годы своего развития выработали действительно эффективную методику подготовки бойцов, умеющих результативно действовать в поединке, понимающих, что такое поединок и его существеннейшая часть - реально сопротивляющийся противник. В большинстве своем традиционные восточные единоборства ортодоксального толка этим-то как раз и не обладают, в спортивных единоборствах человек на пути к мастерству проходит через огромное количество поединков с реальным и активным противником, в отличие от восточных единоборств, где в большинстве стилей каратэ получают символ мастерства - черный пояс, так и не встретившись ни разу с реальным сопротивлением.
С получением поясов приобретается право и тренировать - то есть учить людей тому, что ты не постиг сам. При одинаковом стаже занятий встречи боксеров и представителей каратэ традиционного толка в условиях свободного контактного поединка в подавляющем своем большинстве заканчиваются в короткое время и с явным преимуществом в пользу первых. Противостоять боксерам могут только спортсмены, практикующие непосредственно в конкретных поединках, то есть в кикбоксинге.
Аналогично закончатся встречи представителей спортивной борьбы и айкидо. Предчувствием и одновременной попыткой этого избежать является упор на философию и гармонию в восточных единоборствах. Отстраненность от практики обуславливает незнание и нарушение (или игнорирование) основных законов развития физических возможностей человека или законов спорта, носящих такой же объективный характер, как и законы любой другой области. Один из таких законов утверждает неуклонный рост результатов и мастерства в спорте с течением времени. Действительно, если сравнить возможности спортсменов даже полувековой давности с современными, видится явное преимущество последних.
Наперекор этому ортодоксальные приверженцы восточных единоборств продолжают искать истины и секреты увеличения возможностей в писаниях древних буддийских и даосских патриархов, игнорируя результаты практики современных спортивных единоборств (даже таких близких к восточным, как кикбоксинг). Кстати, чтобы как-то не обидеть восточные нации, хочется обратить внимание на замелькавших вдруг в прессе в большом количестве отечественных, но таких же таинственных и непобедимых мастеров различных видов славянской, русской и спецназовской борьбы. На словах ставя под сомнение первенство восточных единоборств, они, по сути, идут тем же путем, перемежая свои рассуждения утверждениями о существовании мифических смертельных приемов, еще более эффектных, чем китайские или японские, но являющихся пока секретными из-за каких-то малопонятных причин. Так же не желая замечать развития современного спорта, они упорно ищут истины то в древних лубках, изображающих скоморошьи пляски, то в былинах об Илье Муромце, то в истории военных походов Суворова и князя Игоря. С такой же легкостью утверждают о непобедимости их систем борьбы. Но так же умалчивают о каких-либо практических результатах.
Всеобщему затуманиванию картины немало способствует и основная масса репортеров-журналистов, многочисленные репортажи которых в последнее время являются не компетентным разбором увиденного и услышанного, а напоминают скорее запись впечатлений восторженных барышень. Большая часть материалов о боевых искусствах дальше шаблонных фраз о философии и гармонии не идет. Книги различных авторов почти слово в слово повторяют друг друга. Многочисленные фильмы снимаются как бы по одному сценарию, где молодой ищущий человек, потерпев вначале неудачу, встречается с таинственным мастером, живущим обязательно в глуши и уединении, постигает его секреты и затем становится непобедимым.
При некотором количестве категорических утверждений данная работа является приглашением к разговору об истинной сущности и реальных возможностях боевых искусств. И не для отрицания последних, а для более их эффективного освоения и развития. Сегодня масса практического материала достигла уровня критической и настала пора взглянуть на эту традиционную уже область другими глазами.
Кстати, сам автор не является сторонником бокса или борьбы, а много лет ведет поиск в области боевых искусств. Но в процессе своей эволюции прошел путь от страстного почитания канонов восточных единоборств до сегодняшних взглядов. И когда знакомые, зная о предмете увлечения, просят порекомендовать место для занятий им самим или их детям, чтоб в наше опасное время научиться постоять за себя, ответ бывает один - только не в бесконтактное каратэ и ушу. И рекомендуется всегда запись в секции кикбоксинга, бокса или борьбы, где пока и дешевле, и гораздо эффективней.