Индуизм
Эту религию исповедует большинство народов Индии. Под словом "индуизм" подразумевается целый комплекс религиозно-философских систем, на основе которого сформировались характерный образ жизни индусов с кастовым разделением общества, их жизненные принципы, этические нормы, обрядовая и культовая система.
В своем развитии индуизм прошел длительный период, занявший несколько тысячелетий. Первым этапом в развитии индуизма была ведическая религия, окончательно сформировавшаяся во II тысячелетии до н. э. Основы этой религии изложены в Ведах - священных для большинства индийцев книгах, которые считаются древнейшими письменными памятниками мира. Веды состоят из четырех частей: Ригведа - сборник самых древних гимнов, содержащих мифы о сотворении мира и легенды о главных божествах индуизма; Самаведа и Яджурведа - сборники молитвенных заклинаний и описаний обрядов; Атхарваведа - сборник молитвенных песнопений и магических заклинаний.
В Ведах упоминаются сотни различных божеств, но особенно выделяется Индра - бог грома и молнии. Все ведические божества подразделяются на две группы - дэвы и асуры. Сначала между дэвами и асурами не было четкого разделения: к числу асуров причислялись такие божества, как старший бог Варуна, бог Солгнца Митра и даже Вишну. Но уже в Атхарваведе под асурами стали пониматься только злые демоны. В мифологии индуизма возникло множество сюжетов о борьбе асуров с дэвами, в которых асуры постоянно терпят поражение. Эту борьбу с асурами возглавляет Индра, олицетворяющий силы добра и света.
Центральное место в ведической религии занимало жертвоприношение. Даже сами божества по сравнению с жертвой как бы отходят на второй план, поскольку они могут проявить свое могущество только благодаря силе, получаемой от приносимой им жертвы. За предоставленную жертву человек был вправе требовать у божества выполнения своих просьб. Характерно, что даже в молитвах, посвященных ниспосланию благ, не встречаются слова благодарности. Слово "благодарить" вообще отсутствует в ведическом языке.
Обряд жертвоприношения совершался под контролем жреца по строгому регламенту. Со временем этот обряд настолько усложнился, что для его выполнения жрец должен был обладать очень большими знаниями. Это существенно повысило роль жреца в обществе, а сама фигура жреца постепенно стала восприниматься как сверхъестественная.
В I тысячелетии до н. э. завершается процесс становления индийского государства и оформляется структура его общества. В развитии индуизма начинается второй этап, получивший название брахманизм. Верховное место в культе почитания божеств занял бог Брахма.
Сначала основу брахманизма составляли культ и учение о жертвоприношении, но постепенно в нем возникают идеи о сансаре - мире, в котором душа любого живого существа ввергается в поток бесконечных перерождений (реинкарнаций), чем и объясняется многообразие всех форм жизни; о карме - воздаянии или возмездии, которое получает душа в последующем перерождении за все поступки, совершенные человеком при жизни; и о мокше - освобождении от пут земного мира, накладываемых на каждое живое существо последствиями его собственных действий. Философское и религиозное обоснование это учение получило в Упанишадах - комментариях к Ведам, которые стали главным религиозно-философским сочинением той эпохи.
В этот же период были созданы и знаменитые "Законы Ману" ("Манавадхармашастра"), определявшие нормы правильного образа жизни каждого отдельного человека, общественного правопорядка и совершения религиозных обрядов. Эти правила, которым должен следовать каждый человек и все общество, получили название дхарма ("закон", "долг").
"Законы Ману" разделили все общество на четыре варны (касты). Высшей и самой почитаемой стала варна наследственных жрецов - брахманов; вторую высокую варну представляли кшатрии - воины, из которых сформировалось сословие индийских аристократов; крестьяне, ремесленники и торговцы были закреплены в варне вайшьев. К низшей варне относились шудры, что означает "слуги", "рабы". Особую категорию составляли "неприкасаемые" - отверженные и самые бесправные члены общества, не принадлежащие ни к одной из варн. Взаимоотношения между представителями этих варн регулировались "тремя запретами": на совместную трапезу, на совместную молитву и на совместный брак. Традиция разделения общества на касты сохраняется в Индии и до сих пор.
Согласно "Законам Ману", человек может вырваться из круга бесконечных рождений и смертей, если будет неукоснительно соблюдать дхарму: почитать священные Веды и древних мудрецов (риши), сделавших Веды доступными для всех людей; поклоняться божествам (дэвам), создавшим Вселенную; и почитать питаров - "отцов" рода, к которому принадлежит человек и продолжать начатый ими род. Следуя дхарме, человек также должен выполнить "программу" своей жизни, состоящей из четырех этапов (ашрамов): брахмачарья - период ученичества, когда все внимание уделяется изучению священных текстов и постижению их смысла; грихастха - создание семьи, воспитание детей и занятие трудом, соответствующим предписаниям касты; ванапрастха - отход от активной жизни и передача опыта и тридиций семьи будущему поколению; и санньяса - уход в аскетизм и обрыв всех мирских связей. При этом четвертый этап проходят только брахманы, три первых - кшатрии и вайшьи, а шудры могут пройти лишь второй и третий этапы.
Этой жизненной программе соответствуют и четыре жизненных цели, к которым стремится каждый индус: поиск удовлетворения в области чувственной любви (кама); стремление к процветанию и приобретению материальных благ (артха); выполнение требований духовной жизни и предписаний своей касты (дхарма); и достижение состояния освобождения (мокша).
Нормы и предписания брахманизма также излагались в пуранах (преданиях) и в эпосе, где они воплощались в образы отдельных героев, выступающих в роли носителей определенных форм поведения и ставших либо примерами для подражания, либо объектами для осуждения. Величайшими творениями индийского эпоса являются "Махабхарата" и "Рамаяна", которые по праву считаются сокровищами мирового культурного наследия.
На фоне распространения буддизма в VI-V вв. до н. э. брахманизм начинает сдавать свои позиции и ведущим деятелям этого направления пришлось искать пути обновления традиционной религии. Так начинается новый и завершающий этап ее становления - индуизм. В этот период, на фоне споров брахманов с буддистами, на первый план в народных верованиях выходит образ бога Вишну, культ которого сохранялся только в глухих уголках страны на юге и в Гималаях - там, где сохранилось коренное, доарийское население Индостана. Вместе с культом Вишну начали возвращаться и многие архаичные доарийские верования, которые истолковывались уже по-новому. Поскольку божество может проявляться во всем, то горы, растения и животные тоже воспринимались как его воплощения. Почитание священных гор, рек, деревьев, а среди животных - коров, слонов, обезьян и змей и по сей день остается характерной особенностью индуизма. Под влиянием буддизма и джайнизма индуисты полностью отказались от кровавых жертвоприношений. В этот период сильный толчок получает развитие храмовой архитектуры и искусства. Неотъемлемой частью культа становятся статуи божеств. При этом статуя рассматриваются индуистом не просто как изображение, но как реальное воплощение божества. Статуи индийских божеств изготавливаются по строгим канонам, нарушение которых может повлечь гнев изображаемого божества. К статуе относятся как к живой: ее "будят" и омывают по утрам, ставят ей пищу и цветы, исполняют для нее песни и танцы.
Порядок, выбор и полнота храмового или домашнего служения (пуджи) и чтение молитв зависят от трех основных факторов: принадлежности индийца к тому или иному направлению индуизма, его кастовой принадлежности и степени его религиозности. Обряд совершения пуджи включает омовение изображения божества, возлияние перед ним топленого масла и ароматных жидкостей, поднесение прашада - жертвенной пищи, возжигание огня или свечей, воскурения ароматических палочек. Эти действия сопровождаются чтением священных текстов, молитв и мантр (магических формул, посредством которых устанавливается связь с божеством), а также песнопениями, музыкой и даже танцами. Пуджи бывают краткими и продолжительными, но совершаются они довольно скромно и, как правило, без посторонних свидетелей. Важное место в традиции индуизма занимают обряды очищения тела, жилища, и продуктов питания. Употреблению в пищу тех или иных продуктов и соблюдению запретов на вкушение "нечистого" придается особое значение, поскольку принятие пищи, приготовленной и вкушенной по предписаниям традиции, считается принесением жертвы богу через человека.
Зато праздники отмечаются с особой торжественностью. Обрядовые танцы, пышные процессии со слонами и статуями храмовых божеств, игры и состязания, а также массовые омовения в священной реке Ганг производили на человека сильное впечатление и нередко вводили его в экстатическое состояние. Обычай проведения массовых празднеств делал индуизм более привлекательным по сравнению с аскетическими монашескими учениями.
Несмотря на то, что в индуизме отсутствуют единая организационная структура (как сангха у буддистов), единое учение и единый культ, в нем можно выделить некоторые общие черты.
Для учения индуизма характерно понятие о триедином божественном Абсолюте - Тримурти. Классический индуизм говорит о трояком проявлении божества в лице Брахмы, Вишну и Шивы. Эти три ипостаси божество обнаруживает лишь в действиях по отношению к миру. Брахма (созидающее начало) творит из себя все мироздание: период появление космоса, или "день Брахмы", делится на огромные эпохи (кальпы и юги). В это время Вишну (сохраняющее начало) оберегает сотворенный Брахмой мир. По прошествии миллиардов лет мир начинает уничтожаться в "пляске" Шивы (разрушающего начала). Солнце сжигает все живое, элементы материи распадаются, пространство сворачивается и Ишвара (образ Абсолюта как повелителя явленного мира) превращает Вселенную в свой тончайший мир. Наступает "ночь Брахмы" - период, когда бытие остается непроявленным. Затем вновь наступает "день Брахмы" и все повторяется сначала. Культ Брахмы все же не получил широкого распространения - в его честь в Индии построен всего один храм. Зато Вишну и Шива вызывают у людей самые горячие чувства. В традиции индуизма сложились два главных культовых течения (сампрадая): вишнуизм и шиваизм. Последователи этих течений не только не враждуют между собой, но считают, что поклоняются одному и тому же божеству. На многих изображениях божество даже представлено наполовину Вишну, а наполовину - Шивой. Принадлежность к тому или иному течению обусловлена, как правило, родовыми и семейными традициями.
Шива также именуется в традиции индуизма Махадевой ("великим богом"). В доарийской мифологии народов Гималаев он фигурирует как божество скота. В ведической литературе Шива (с именем Рудра) упоминается крайне редко и там он "теряется" среди множества божеств. Только в Махабхарате появляется легенда о том, как Шива силой отвоевал себе место среди богов. В период позднего индуизма культ Шивы получает широкое распространение, в результате чего он был провозглашен олицетворением божественного могущества. В образе Шивы соединились все представления индийцев о самом страшном и запредельном. Как разрушитель миров, Шива предстает в ужасном облике: у него синий лик, обрамленный извивающимися змеями, а шею украшает ожерелье из человеческих черепов. Одновременно Шиву называют и созидателем, поскольку в мировоззрении индуизма разрушение является начальным актом творения.
Шива становится олицетворением загодочного двуединства эроса и смерти, которое человек наблюдает в природе. Он - буйное и неистовое божество, символом которого становится фаллос (Шивалингам). Более ярко это проявляется в женской ипостаси Шивы - Шакти, которая издавна почиталась в Индии как богиня-мать. Прорастание растений и половая энергия человека и животных является областью ее владычества. Культ богини плодородия лег в основу тантры - мистического эротического учения, которое берет начало в земледельческих магических обрядах.
В Шакти видели не только благословенную Мать, Парвати и светлую зарю Ушас, но и страшное существо, пожирающее своих детей, подобно самой Природе. Гневным и зловещим существом Шакти предстает в образе Дурги (Неприступной) и Кали (Черной). Многорукие изваяния Кали, особенно распространенные на юге Индии, вселяют неподдельный ужас. Такая двойственность культа Шивы-Шакти объясняется тем, что индуизм не отделяет божество от природы. Подобно природным стихиям, не знающим греха и добродетели, Шива-Шакти представляются богами внеэтическими.
Иной характер носит культ Вишну. Несмотря на то, что это очень древнее божество, Вишну упоминается в Ведах лишь вскользь. Считается, что изначально он был богом Солнца у одного из северных племен Индии. В конце I тысячелетия до н. э. его отождествляли с Нараяной, богом предвечного Океана. Поэтому Вишну стали изображать в виде юноши, покоящегося на исполинском змее Шеше, который плывет по бескрайним водам мирового Океана. Став одной из ипостасей Тримурти, Вишну слился с Брахмой и Шивой. Поскольку Вишну соединяет в себе Тримурти, вишнуизм можно считать синонимом индуизма в целом.
В образе Вишну людям больше всего импонирует его доброта и сострадание. Он поддерживает человека, хранит его от зла. Культ Вишну свободен от крайностей поклонения природе и от аскетизма, свойственного шиваизму. Если культ Шивы-Шакти предполагает спасение человека через магическое сопричастие природе, то Вишну сам является инициатором такого спасения. Он является на землю в разных воплощениях, чтобы показать пример совершенной жизни и уберечь веру от упадка. Таких воплощений (аватара) индуизм насчитывает десять. Первые шесть аватар появлялись еще в мифические времена. Седьмой аватарой считается раджа Рама, герой эпоса "Рамаяна", восьмой аватарой был Кришна, который участвовал в борьбе арийских племен, а девятой аватарой считается Будда.
Мифы об аватарах, легенды о Раме и Сите, любовные похождения пастуха Кришны были лучшими и наиболее действенными проповедями индуизма. Эта емкая религия, открывая двери вековым традициям и обычаям, вновь обрела всеобщую привлекательность. Индуизм сросся с богатой культурой народов, населяющих Индию, и питал ее. Однако признание кастовой системы, существующей только в Индии, прочно сковало индуизм национальными рамками и не позволило ему стать мировой религией.
При отсутствии единой догматической системы, в индуизме все же существует ограниченное количество общепринятых религиозных положений: авторитет Вед и Упанишад, учение о карме и перерождениях (реинкарнации), богоустановленность каст. Вся остальная религиозная жизнь и практика отдана на попечение духовных учителей - гуру, а культовые обряды совершаются жрецами. Поэтому в Индии насчитывается огромное количество религиозных направлений и сект, которые практикуют различные приемы достижения просветления и познания божественной сущности. Тантризм и йога соседствуют с военизированными религиозными организациями.
Индуизм оказал большое влияние и на духовную жизнь других народов, когда они познакомились с философией и некоторыми видами религиозной практики индуизма (например, с йогой).
Борис Малышев
Сайт статьи- www.religio.ru -МИР РЕЛИГИЙ