|
| История колдовства. Читать онлайн. | |
| | |
Автор | Сообщение |
---|
Селена18
Сообщения : 125 Дата регистрации : 2013-09-01
| Тема: Re: История колдовства. Читать онлайн. Сб 14 Сен 2013, 12:28 | |
| 242
Ce commerce monstreux dura plusiers mois; mais Dieu le delivra enfin par mon entremise et il fit penitence de ses peches.
243
Auoir este au Sabbat; ne scait comme elle y fut transportee… qu’au Sabbat le Diable cogneust charnellement toutes les femmes qui y estoient, et elle aussi la marqua en deux endroicts… Que le Diable la cogneu vne autre-fois, et qu’il a le membre faict comme un cheual, en entrant est froid comme glace, iette la semence fort froide, et en sortant la brusse comme si c’estoit du feu. Qu’elle receut tout mescontentement que lors qu’il eut habite auec elle au Sabbat, vn autre homme qu’elle ne cognoist fit le semblable en presence de tous, que son mary s’appercut quand le Diable eut affaire auec elle, et que le Diable se vint coucher auprez d’elle fort froid, luy mit la main sur le bas du ven-tre, dont elle effrayee en ayant aduerty son mary, il luy dict ces mots, Taise-toy folle, taise-toy. Que son mary vit quand le Diable la cogneust au Sabbat, ensemble cet autre qui la cogneust apres.
244
L’accouplement du Demon avec la Sorciere et le Sorcier…1. Le Demon cognoit toutes les Sorcieres, et pourquoy. 2. Il se met aussi en femme pour les Sorciers, et pourquoy. 3. Autres raisons pour lesquelles le Demon cog-noit les Sorciers, et Sorcieres.
245
…qui Satan l’auoit cogneue charnellement… Et pource que les hommes ne cedent guieres aux femmes en lubricite.
246
Il y a encor deux autres raisons pour
lesquelles le Diable s’accouple auec le Sorcier: La premiere, que l’offense est de tant plus grande: Car si Dieu a en si grande haine l’accouplement du fidelle auec l’infidele (Исход 34, Второзаконие 37), a combien plus forte raison detesterait celuy de l’homme auec le Diable. La seconde raison est, que parcemoyen la semence naturelle de l’homme se pert, d’ou vient que l’amitie qui est entre l’homme et la femme, se conuertit le plus souuent en haine, qui est l’un des plus grands mal-heurs, qui pourroient arriuer au mariage.
В главе 13 Боге приходит к следующим выводам: l’accouplement de Satan auec le Sorcier est reel et non imaginaire… Les vns donc s’en moc-quet… mais les confessions des Sorciers qui j’ay eu en main, me font croire qu’il en est quelque chose! Dautant qu’ils ont tout recogneu, qu’ils auoient este couplez auec le Diable, et que la semence qu’il iettoit estoit fort froide… Iaquema Paget adioustoit, qu’elle auoit empoigne plusiers fois auec la main le mebre du Demon, qui la cognoissoit, et que le membre estoit froid comme glace, log d’vn bon doigt, et moindre en grosseur que celuy d’vn homme: Tieuenne Paget, et Antoine Tornier adioustoient aussi, que le membre de leurs Demons estoit long, et gros comme l’vn de leurs doigts.
247
Heuze. Do the Dead Live? 1923.
248
John Stearne. Confirmation and Discovery of Witchcraft.
249
Robert Pitcairn. Criminal Trials, Edinburgh, 1833, III, c. 603, 611, 617.
250
Там же. | |
| | | Селена18
Сообщения : 125 Дата регистрации : 2013-09-01
| Тема: Re: История колдовства. Читать онлайн. Сб 14 Сен 2013, 12:29 | |
| 251
Le Diable faict des mariages au Sabbat entre les Sorciers et Sorcieres, et leur joignant les mains, il leur dict hautement.
Esta es buena parati Esta parati lo toma.
Mais auant qu’ils couchent ensemble, il s’accouple auec elles, oste la vir-ginite des filles. Lancre. Tableau de l’Inconstance, p. 132.
252
Что особо подчеркивала мисс Мюррей в «Культе ведьм в Западной Европе». Глава о ритуалах. Но она не знала, что фасцинум был хорошо известен демонологам и использование его было запрещено sub mortali Церковью.
253
В связи с восстановлением потенции тем или иным божеством.
254
См. G. Belluci. Amuletti Italiani antichi e contemporanei; также Amuletti Italiani contemporanei, Perugia, 1898.
255
Auctore P.P. Parisiis, MDCCCXXVI.
256
Crudelissima anus. CатирыПетрония, 138.
257
Titi Petronii Satiricon. Amstelodami, 1669. На титульном листе этой книги помимо прочих фигур можно разглядеть ведьму, летящую на помеле.
258
Priapeia, LXXXIV.
259
Подробно об этих мерзостях писал св. Августин. De Ciuitate Dei, VII, 26.
260
Priapi lignei in honorem Bacchi.
261
Fransis Hutchinson. Historical Essay, London, 1718.
262
Witches at Chelmsford, Philobiblion Society, VIII.
class="section">
263
Fransis Hutchinson. Historical Essay on Witchcraft, London, 1718.
264
Elogia Doctorum Uirorum., p. 101.
265
Liber II, Cap. V, 11, 12.
266
Omnia autem honeste et secundum ordinem fiant. 1 Посл. Кор. 14, 40.
267
Мисс Мюррей, введенная в заблуждение многочисленными источниками, считает, что все собрания можно разделить на шабаши (Sabbat), всеобщие собрания всех приверженцев секты, и эсбаты (Esbat), «проводимые лишь для избранных, которые вырабатывали основы культа и куда допускались лишь немногие». The Witch-Cult in Western Europe, c. 97. Герр уже писал, что небольшие собрания ведьм именовались эсбатами. Но о том, что шабаши следует считать всеобщим собранием приверженцев культа, ранее не писалось.
268
Seven (англ).
269
On a voulu trouver l’etymologie du sabbat, reunion des sorciers, dans les sabazies; mais la forme ne le permet pas; d’ailleurs comment, au moyen age aurait on connu les sabazies? Saint-Croix, Resherches sur les mysteres du paganisme; Maury, Histoire des religions de la Grece antique.
270
Метаморфозы, VIII, 25.
271
Мисс Мюррей полагает, что слово «шабаш» происходит от s’esbat-tre, «резвиться», что «вполне соответствует веселью, царившему на этих встречах!».
272
Мисс Мюррей ошибочно утверждает (с. 109), что канун Майского дня (30 апреля) называется Roodmas. Roodmas приходится на 3 мая, и полное название этого праздника – Обретение честного креста Господня. В раннем английском календаре (702 – 706) Roodmas приходится даже на 7 мая. Это один из самых старых праздников. Он упоминается уже в Силосских чтениях и служебнике из Боббио.
| |
| | | Селена18
Сообщения : 125 Дата регистрации : 2013-09-01
| Тема: Re: История колдовства. Читать онлайн. Сб 14 Сен 2013, 12:29 | |
| 273
Особенно на севере и северо-востоке. В Баварии, Бадене и Вюртемберге эта дата не была известна.
274
В «Ритуале» читаем: «Benedictio Rogi, que fit a Clero extra Ecclesiam in Uigilia Natiuitatis S. Joannis Baptistae» (Благословение огня может быть дано на канун дня Иоанна Предтечи, но за пределами церкви). Эта форма особенно одобрялась в Тарбской епархии.
275
Relacion de las personas que salieron al auto de la fe que los inquisidores apostolicos del reino de Navarra y su distrito, celebraron en la ciudad De Logrono, en 7 y 8 del mes de noviembre de 1610 anos, 1611.
276
Discours des Sorciers, XXII, 12. У Тертуллиана Diabolus simia Dei.
277
Там же, XX, 2
278
Tableau, c. 65.
279
Les lieux des assamblees des Sorciers sont notables et signalez de quelques arbres, ou croix. Fleau, c. 181.
280
Anthony Horneck. Приложение к Sadducismus Triumphatus Глэнвиля, London, 1681.
281
Locus in diuersis regionibus est diuersus; plerumque autem comitia in syluestribus, montanis, uel subterraneis atque ab hominum conuersatione dis-sitis locis habentur. Mela. Lib. III, cap. 44. montem Atlantem nominat; de Vaulx Magus Stabuleti decollatus, fatebatur 1603, in Hollandia congraga-tionem frequentissimam fuisse in Utraiectinae ditionis aliquo loco. Nobis ab hoc conuentu notus atq. Notatus mons Bructerorum, Meliboeus alias dictus in ducatu Brunswicensi, uulgo der Blocksberg oder Heweberg, Peucero, der Brockersberg, et Tilemanno Stellae, der
Vogelsberg, perhibente Ortelio in Thesauro Geographico. О горах Бруктери см. Тацит. Германия, 33. Вел-лий Патеркул. II, 105, i. Bructera natio. Тацит. История, IV, 61.
282
…le lieu ou le trouue ordinairement s’appelle Lanne de bouc, et en Basque Aqullarre de verros, prado del Cabron et la des Sorciers le vont adorer trois nuicts durant, celle du Lundy, du Mercredy, et du Vendredy. De Lancre. Tableau, c. 62.
283
Boguet. Discours des Sorciers, c. 124.
284
A Pleasant Treaties of Witches, London, 1673.
285
Псалом 90.
286
Conuentus, ut plurimum ineuntur uel noctis mediae silentio, quando uiget potestas tenebrarum; uel interdiu meridie, quo sunt qui referant illud Psalmistae notum de daemonio meridiano. Noctes frequentiores, quae feriam tertiam et sextam praecedunt. Delrio. Disquisitiones Magicae, Lib. II, xvi.
287
Discours, XIX, 1. «Маги собираются на шабаш в полночь».
288
Ее обвинительное заключение состоит из 53 пунктов.
289
PracticksСпоттисвуда.
290
Spalding Club. Miscellany, I.
291
Манускрипт, об этом повествующий, ныне во владении Майкла Стюарта Николсона, эсквайра.
292
Je me trouvais transporte au lieu ou le Sabatt se tenait, y demeurant quelquefois une, deux, trois, quatre heures pour le plus souvent suivant les affections.
293
Ferant uagantes Daemonas Laetas tenebras noctium Gallo canente exterritos Sparsim timere et credere.
| |
| | | Селена18
Сообщения : 125 Дата регистрации : 2013-09-01
| Тема: Re: История колдовства. Читать онлайн. Сб 14 Сен 2013, 12:29 | |
| 294
Nocturna lux uiantibus A nocte noctem segregens, Praeco diei iam sonat, Iubarque solis euocat. Hoc nauta uires colligit, Pontique mitescunt freta: Hoc, ipsa petra Ecclesiae, Canente, culpam diluit. Surgamus ergo strenue: Gallus iacentes excitat, Et somnolentos increpat, Gallus negantes arguit. Gallo canente, spes redit, Aegris salus refunditur, Mucro latronis conditur, Lapsis fides reuertitur.
295
Tableau, c. 154.
296
Так о Лондоне д-р Джонсон писал в поэме «Лондон» (1738):
Но если хочешь ночью там пройти, то к смерти будь готов
И перед тем, как выйти в ночь из дома, не забудь подписать завещание.
В 1500 году Паоло Капелло, посланник Венеции, писал: «Каждую ночь они находят в Риме 4-5 убитых, прелатов и других». Во времена Филиппа IV (1621 – 1665) улицы Мадрида, шумные и немощеные, были освещены лишь в связи с праздничными иллюминациями.
297
1475 – 1546.
298
Quando uadunt ad loca propinqua uadunt pedestres mutuo se inuicem inuitantes. De Strigibus, II.
299
Les Sorciers neatmoins vont quelquefois de pied au Sabbat, ce qui leur aduient principalement, lors que le lieu ou ils font leur assemblee, n’est pas guieres eslonge de leur habitation. Discours, XVII.
300
Enquis en quel lieu se tint le Sabbat le dernier fois qu’il y fut. Respond que ce fut vers Billeron a un Carroy qui est sur le chemin. Tendant aux Aix, Parroisse de Saincte Soulange, Iustice de ceans. Enquis de
quelle facon il y va. Respond qu’il y va de son pied. De Lancre. Tableau, c. 803 – 805.
301
Aussi vilain et abominable est au Sorcier d’y aller de son pied que d’y estre transporte de son consentement par le Diable. c. 632.
302
Синклер. Satan’s Invisible World Discovered, Репринт 1875, VII.
303
Там же, с. 25.
304
Там же, с. 175 – 178.
305
Illud etiam non omittendum quod quaedam sceleratae mulieris retro post Satanam conuersae, daemonum illusoribus et phantasmatibus seductae credunt se et profitentur nocturnis horis cum Diana paganorum dea et innumera multitudine mulierum equitare super quasdam bestias et multa terrarum spatia intempestae noctis silencio pertransire eiusque iussionibus uelut dominae obe-dire, et certis noctibus ad eius seruitium euocari. Minge. Patres Latini, CXXXII, 352.
306
На эту тему писал проф. Кларк в статье «Мази для полетов». The Witch-Cult in Western Europe, c. 279 – 280.
307
Posset daemon eas transferre sine unguento, et facit aliquando; sed unguento manuult uti uariis de causus. Aliquando quia timidiores sunt sagae, ut audeant; uel quia teneriores sunt ad horribilem illum Satanae contactum in corpore assumpto feendum; horum enim unctione sensum obstupefacit et mis-eris persuadet uim unguento inesse maximam. Alias autem id facit ut sacro-sancta a Deo instituta sacramenta inimice adumbret, et per has quasi cerimo-nias suis orgiis reuerentiae et uenerationis aliquid conciliat. Delrio. Disquisitiones magicae, Lib. II, xvi.
| |
| | | Селена18
Сообщения : 125 Дата регистрации : 2013-09-01
| Тема: Re: История колдовства. Читать онлайн. Сб 14 Сен 2013, 12:29 | |
| 308
Подобно тому, как мог левитировать Симон-маг в присутствии Нерона и его двора.
309
Анри Боге, верховный судья дистрикта Сент-Клод, умер в 1616 году. Первое издание (ныне очень редкое) его «Discours des Sorciers» вышло в Лионе в 1602 году, второе там же в 1608. Но есть также и парижский тираж 1603 года.
310
Scot. Discoverie of Witchcraft, 1584, Кн. III, c. 42.
311
De Lancre. Tableau, c. 211.
312
Thomas Wright. Proceedings against Dame Alice Kyteler, Camden Society, 1843.
313
Cotton Mather. Wonders of the Invisible World, 1693, Репринт 1862, с. 158.
314
Quaterly Journal of Science, январь 1874.
315
J. Godfrey Raupert. Modern Spiritism, 1904, c. 34 – 35. Также см. W. Barrett. On the Threshould of the Unseen, c. 70.
316
Arthur Lillio. Modern Mystics and Modern Magic, 1894, c. 74 – 75.
317
Dawid Lewis. Life of S.John of the Cross, 1897, p. 73 – 74.
318
Об этом можно прочитать в собственном письме святого (написанном в 1777 году) епископу Фоджи. Lettere di S.Alfonso Maria de’ Liguori, Рим, 1877, II, 456.
319
Philip Coglan. Gemma Galgani,1923, p. 62. Детали – в ее обширной биографии, написанной отцом Хермано.
320
Vie du B. Paul de la Croix, I, L. 2, p. 3.
321
La Mystique Divine, V.viii.17, p. 193.
322
Джованни Франческо Понцинибио был адвокатом. Этот его труд был опубликован в Венеции в 1523 – 1524 гг. За ним вышел другой труд, «Apologiae tres aduersum Joannem Franciscum Ponzinibium Iurisperitum»,
Венеция, 1584.
323
Рим, 1584.
324
De modo quo localiter transferentur de loco ad locum… Probatur quod possint malefici corporaliter transferri.
325
An isti Sortilegi et Strigimagae siue Lamiae uere et corporaliter defer-antur a daemone uel solum in spiritu? De Sortilegiis, VII.
326
Sum modo istius secundae opinionis quod deferantur in corpore.
327
Doctrina multi eorum qui sequunti sunt Lutherum et Melanctonem, tenuerent Sagas ad conuentus accedere animi duntaxat cogitacione, et diaboli-ca illusione interesso, allegantes quod eorum corpora inuenta sunt saepe numero eodem loco iacentia, nec inde mora fuisse, ad hoc illud pertinens quod est in uita D. Germani, de mulierculis conuiuantibus, vt uidebantur, et tame dormierant dormientos. Huiusmodi mulierculas saepe numero decipi certum est, sed semper ita fieri non probatur… Altera, quam uerissimam esse duco, est, nonnunquam uere Sagas transferri a Daemone de loco ad locum, hirco, uel alteri animali fantastico vt plurimum eas simul asportanti corporaliter, et conu-entu nefario interesse, et haec sententia est multo communior Theologorum, imo et Iurisconsultorum Italiae, Hispaniae et Germaniae inter Catholicos; hoc idem tenent alii quam plurimi. Turrescremata super Grillandum (De haereticis et sortilegiis, Lugduni, 1536), Remigius (Nicolas Remy. De la demonolatrie), Petrus Damianus (Epistolarum, IV, 17), Siluester Abulensis (Сильвестр Авильский), Сaietanus (Tommaso de Vio Gaetani, 1469 – 1534, Alphonsus a Castro (Alfonso de Castro. Минорит, (1495 – 1558), исповедник Карла V и Филиппа II испанских), Sixtus Senensis (Sisto da Siena. Bibliotheca Sancta… Liber V, Frankofurti, 1575), Crespetus (Per Crespet. Целести-нец. Deux livres de la haine de Satan et des malins esprits contre l’homme, Paris, 1590), Spineus (Bartholomeo Spina. De lamiis. De strigibus, Венеция, 1584. Apologiae tres aduersus Joannem Franciscum Ponzinibium Jurisperitum, Венеция, 1525), Джованни Франческо Понцинибио (Dedamiis, Венеция, 1584), contra Ponzinubium, Anasias (Giovanni Lorenzo Anania. De natura daemonum. Libri iiii. Венеция, 1581), et alii quam plurimi, quos breuitatis gratio omitto. Per Fratrem Franciscum Mariam Guaccium Ord. S. Ambrosii ad Nemus Mediolani compilatum, Милан, Ex Collegii Ambrosiani Typographia, 1626.
| |
| | | Селена18
Сообщения : 125 Дата регистрации : 2013-09-01
| Тема: Re: История колдовства. Читать онлайн. Сб 14 Сен 2013, 12:30 | |
| 328
De Strigibus, II.
329
Ad quam congregationem seu ludum praefatae pestiferae personae uadunt corporaliter et uigilantes ac in propriis earum sensibus et quando uadunt ad loca propinqua uadunt pedestres mutuo se inuicem inuitantes. Si autem habent congregari in aliquo loco distanti tunc deferentur a diabolo, et quo-modocunque uadant ad dictum locum siue pedibus suis siue adferantur a dia-bolo ueru est quod realiter et ueraciter et non phatastice, neque illusorii abne-gant fide catholicam, adorant diabolum, conculcant crucem, et plura nefandis-sima opprobria committunt contra sacratissimum Corpus Christi, ac alia plura spurcissima perpetrant cum ipso diabolo eis in specie humana apparenti, et se uiris succubum, mulieribus autem incubum exhibenti.
330
George Gandillon, la nuict d’vn Ieudy Sainct, demeura dans son lict, comme mort, pour l’espace de trois heures, et puis reuint a soy en sursaut. Il a depuis este brusle en ce lieu auec son pere et vne sienne soeur.
331
Chapitre xvi. Comme, et en quelle facon les Sorciers sont portez au Sabbat.
1. Ils y sont portez tantost sur un baston, ou ballet, tantost sur un mouton ou bouc, et tantost par un homme noir.
2. Quelquefois ils se frottet de graisse, et a d’autres non.
3. Il y en a, lesquels n’estans pas Sorciers, et s’estans frottez, ne delaissent pas d’estre transportez au Sabbat, et la raison.
4. L’onguent, et la graisse ne seruent de rien aux Sorciers, pour leur transport au Sabbat.
5. Les Sorciers sont quelquefois portez au Sabbat par un vent et tourbillon. Chapitre xvii. Les Sorciers vont quelques fois de pied au Sabbat. Chapitre xviii. Si les Sorciers vont en ame seulement au Sabbat.
1.3. L’affirmative, et exemples.
2. Indices, par lesquels on peut coniecturer, qu’vne certaine femme estoit au Sabbat en ame seulement.
4. La negative.
5. Comme s’entend ce que l’on dit d’Erichto, et d’Apollonius lesquels resusciterent l’un un soldat, et l’autre une ieune fille.
6. Les Sorciers ne peuuent resusciter un mort, et exemples.
7. Non plus que les heretiques et exemples.
8. Opinion de l’Autheur sur le suiect de ce chapitre.
9. Satan endort le plus souuent les personnes,
et exemples. Chapitre xix.
1. Les Sorciers vont enuiron la minuict au Sabbat.
2. La raison pourquoy le Sabbat si tient ordinairement de nuict.
3. Satan se plait aux tenebres, et a la couleur noire, estant au contraire la blancheur agreable a Dieu.
4. Les Sorciers dansent doz contre doz au Sabbat, et se masquent pour la plus part.
5.8. Le coq venant a chanter, le Sabbat disparoit aussi tost, et la raison
6. La voix du coq funeste a Satan tout ainsi qu’au lyon, et au serpent.
7. Le Demon, selon quelques uns a crainte d’vne espee nue. Chapitre xx. Du iour du Sabbat.
1. Le Sabbat se tient a un chacun iour de la semaine, mais principalement le Ieudy.
2. Il se tient encor aux festes les plus solemnelles de l’annee. Chapitre xxi. Du lieu du Sabbat.
1. Le lieu du Sabbat est signale, selon aucuns, de quelquels arbres ou bien de quelques croix, de l’opinion de l’autheur sur ce suiect.
2. Chose remarquable d’vn lieu pretendu pour le Sabbat.
3. Il faut de l’eau au lieu, ou se tient le Sabbat, et pourquoy.
4. Les Sorciers, a faute d’eau, urinent dans un trou, qu’ils font en terre. Chapitre xxii. De ce qui se fait au Sabbat.
1. Les Sorciers y adorent Satan, estat en forme d’homme noir, ou de bouc, et luy offrent des chandelles, et le baisent aux parties honteuses de derriere.
2. Ils y dansent, et de leurs danses.
3. Ils se desbordent en toutes sortes de lubricitez, et comme Satan se fait Incube et Succube.
4. Incestes, et paillardises execrebles des Euchites et Gnostiques.
5. Les Sorciers banquettent au Sabbat, de leurs viandes, et breuuages, et de la facon qu’ils tiennent a benir la table, et a rendre graces.
6. Ils ne prennent cependant point de gout aux Viandes, et sortent ordi-nairement auec faim du repas.
7. Le repas paracheue, ils rendent conte de leurs actions a Satan.
8. Ils renoncent de nouueau a Dieu, au Chresme, et c. Et comme Satan les sollicite a mal faire.
9. ls y font la gresle.
10. Ils y celebrent messe, et de leurs chappes, et eau benite.
11. Satan se consume finalement en feu, et se reduit en cendre, de laquelle les Sorciers prennent tous, et a quel effet.
12. Satan Singe de Dieu en tout.
| |
| | | Селена18
Сообщения : 125 Дата регистрации : 2013-09-01
| Тема: Re: История колдовства. Читать онлайн. Сб 14 Сен 2013, 12:30 | |
| 332
Vouloir donner une description du Sabbat, c’est vouloir decrire ce qui n’existe point, et n’a jamais subsiste que dans l’imagination creuse et seduite des Sorciers et Sorcieres: les peintures qu’on nous en fait, sont d’apres les reveries de ceux et de celles qui s’imaginent d’etre transportes a travers les airs au Sabbat en corps et en ame. Traite sur les Apparitions des Esprits, par le R.P. Dom Calmet, Abbe de Senones, Paris, 1751, I, p. 138.
333
См. гравюру на титульном листе пьесы Миддлтона и Роули «The World tost at Tennis», 1620.
334
De Lancre. L’Incredulite, c. 769.
335
Boguet. Discours des Sorciers.
336
De Lancre. Tableau, c. 217.
337
De Lancre. L’Incredulite, c. 800.
338
Gоrres. La Mystique Divine, V.viii.19, p. 208.
339
Синклер. Satan’s Invisible World Discovered, Репринт 1875, XVII.
340
La Mystique Divine, 1902, III, c. 381.
341
Tractatus, xxi, c. 11, p. 11, n. 179.
342
Disquisitionis Magicae, Кн. II, x.
343
Compendium Maleficarum, c. 78.
344
Solent ad conuentum delatae daemonum conuentus praesidem in solio considentem forma terrifica, ut plurimum hirci uel canis, obuerso ad illum trgo accedentes, adorare…
et deinde, homagii quod est indicium, osculari eum in podice (Disquisitionis Magicae, Кн. II, xvi). Гуаццо говорит: Ad signum homagii daemonem podice osculantur (Compendium Maleficarum, I, c. 13). Людвиг Элих утверждает: Deinde quod homagii est indicium (honor est auribus) ab iis ingerenda sunt oscula Daemonis podici (Daemonomagia, Quaeastis x).
345
Mystery of Witchcraft.
346
Следует помнить, что этим дьяволом был, возможно, Фрэнсис Стюарт, герцог Босвелла, внук Якова V, который, безусловно, был Великим Магистром ведьм и подготавливал этот шабаш.
347
Newes from Scotland, declaring the damnable life of Doctor Fian, London, 1592.
348
Dudum ad audientiam nostram peruenit, quod uenerabilis frater noster G. Conuentrensis et Lichefeldensis episcopus erat in regno Angliae et alibi publice defamatur quod diabolo homagium fecerat et eum fuerat osculatus in tergo eique locutus multotius.
349
Confessa ledit sire Guillaume… avoir fait hommage audit ennemy en l’espece et semblance d’ung mouton en le baisant par le fondement en signe de reverence et d’hommage. Jean Chartier, Chronicle de Charles, VII, Paris, 1858, III, c. 45. Шэдвелл ввел эту сцену в «Ланкаширских ведьм», II (сцена в погребе сэра Эдварда). В его записках читаем о «докторе Эдлине… сожженном за ведовство».
350
Reliqui Antiquae, I, 247.
351
Il a veu quelque fois en forme d’homme, tenant son cheval par le frein, etqu’ils le vont adorer tenans vue chandelle de poix noir en leurs mains, le baisent quelque fois au nombril, quelque fois au cul. De Lancre. LIncredulite, c. 25.
352
Tum candelis piceis oblatis, vel vmbilico infantili, ad signum homagii eum in podice osculantur, Liber I, xiii.
| |
| | | Селена18
Сообщения : 125 Дата регистрации : 2013-09-01
| Тема: Re: История колдовства. Читать онлайн. Сб 14 Сен 2013, 12:30 | |
| 353
Satan s Invisible Worls Discovered, III.
354
…qui apparait la, tantost en forme d’un grand homme noir, tantost en forme de bouc, et pour plus grand hommagem ils luy offrent des chandelles, qui rendent vne flamme de couleur bleue. Discours des Sorciers, p. 131.
355
???? ???? ???? ???????? ??????????,
??? ?? ????? ?????? ??????? ????????? ?? ?????.
356
Sequuntur his choree quas in girum agitant semper tamen ad laevam progrediendo. Compendium Maleficarum, I, xiii.
357
Les Sorciers, dansent et font leurs danses en rond doz contre doz.
358
Quelquefois, mais rarement, ils dansent deux a deux, et par fois l’vn ca et l’autre la, et tousiours en confusion.
359
On n’y dancoit que trois sortes de branales… La premiere c’est a la Bohemienne… La seconde c’est a sauts: ces deux sont en rond. Сэр Джон Дэвис в «Оркестре, или Поэме о танцах» так описывает семь движений:
Вверх и вниз, вперед и вновь назад,
В сторону и в другую, затем повернуться.
360
II, 1.
361
Satan s Invisible Worls Discovered, III.
362
Smalle Jewe’s trumpe.
363
Newes from Scotland, declaring the damnable life of Doctor Fian, London, 1592.
class="h1">
364
Tota turba colluuiesque pessima fescenninos in honorem daemonum cantat obscenissimos. Haec cantat Harr, Harr; illa Diabole, Diabole, salta huc, salta illuc; altera lude hic, lude illic; alia Sabaoth, Sabaoth, etc.; immo clamoribus, sibilis, ululatibus, propicinis furit ac debacchatur. Daemonoma-gia, Quaestio x.
365
Hi habent mensas appositas et instructas accumbunt et incipiunt conuiuari de cibis quos Daemon suppeditat uel iis quos singuli attulerere, Compendium Maleficarum, I, xiii.
366
Les liures disent que les sorciers mangent au Sabbat de ce que le Diable leur a appreste: mais bien souuet il ne s’y trouue que des viandes qu’ils ont porte eux mesmes. Parfois il y a plusieurs tables seruies de bons viures et d’autres fois de tres meschans. «Les Sorciers… banquettent et se fes-toient, – сообщает Боге, leur banquets estans composez de plusieurs sortes de viandes, selon les lieux et qualitez des personnes». Tableau, p. 197. Discours des Sorciers, p. 135.
367
Satan’s Invisible Worls Discovered, XXIX.
368
Ils banquetent, dressant trois tables selon les trois diversites des gens susnommes. Ceux qui ont la charge du pain, ils portent le pain qu’ils font de ble derobe aux aires invisiblement en divers lieux. Ils boivent de la malvoisie, pour eschauffer la chair et la luxure, que les deputes portent, la derobant de caves ou elle se trouve. Ils y mangent ordinairement de la chair des petits enfants que les deputes cuisent a la Synagogue et parfois les y portent tout vifs, les drobant a leurs maisons quand ils trouvent la commodite. Pere Sebastien Michaelis. Histoire admirable de la possession, 1613.
369
On y boit aussi du vin, et le plus souvent de l’eau.
| |
| | | Селена18
Сообщения : 125 Дата регистрации : 2013-09-01
| Тема: Re: История колдовства. Читать онлайн. Сб 14 Сен 2013, 12:31 | |
| 370
Сonuiuant de cibis a se uel a daemone allatis, interdum delicantissimis, et interdum insipidis ex infantibus occisis aut cadaueribus exhumatis, praece-dente tamen benedictione mensae tali coetu digna. Salamanticenses, Tr.xxi. c. 11, P. 11, n. 179.
371
Uinum eorum praeterea instar atri atque insinceri sanguinis in sordido aliquo scipho epulonibus solitum propinari. Nullam fere copiam rerum illic deesse afferunt praeterqua panis et salis. Addit Dominica Isabella apponi etiam humanas carnes. Compendium Maleficarum, I, xiii.
372
De la Demonomanie, III, 5.
373
Daemonomagio, Quaestio vii.
374
Il n’y a jamais sel en ces repas. Discours des Sorciers.
375
On se met a table, ou il n’a iamais veu de sel.
Шэдвелл также уделил внимание этой детали; The Lancashire Witches, II. Сцена шабаша.
Матушка Демдайк:
Но вот готова и еда, к которой
Соль и близко не лежала никогда!
376
Pere Sebastien Michaelis. Histoire admirable de la possession, 1613.
377
Isti uero qui expressam professionem fecerunt, reddunt etiam expressum cultum adorationis daemoni per solemnia sacrificia, quae ipsi faciunt diabolo, imitantes in omnibus diuinum cultum, cum paramentis, luminaribus, et aliis huiusmodi, ac precibus quibusdam et orationibus quibus instructi sunt, adeo ipsum adorant et collaudant continue, sicut nos uerum Creatorem adoramus. De Sortilegiis, Liber II, c. iii, n. 6.
378
The Wonders of the Invisible World, p. 81.
379
J. Hutchinson. History of MassachusetsBay, II, p. 55 (1828).
380
Euchologion, Православной Церкви, Венеция, 1898, p. 63.
381
Baissac, Les grands jours de la Sorcellerie, 1890, p. 391.
382
Calmeil, De la folie, I, p. 344.
383
Pere Sebastien Michaelis. Histoire admirable de la possession, London, 1613.
384
Desmarest. Histoire de Magdalaine Bavent, Paris, 1652.
385
Подробности в труде Francois Ravaisson. Archives de la Bastille, Paris, 1873.
386
Пьеса была представлена в Echo de Paris, 1890 – 1891.
387
Tableau, p. 401. В описании церемоний шабаша я делал упор на сочинения Гуаццо; Боге, Discours, XXII, p. 10; De Lancre, p. 86, 122, 126, 129; Gorres. Mystique, V, pp. 224 – 227.
388
De Lancre. Tableau, IV, p. 4.
389
Corriere Nazionale di Torino, Maggio, 1895.
390
De Lancre. Tableau, p. 401.
391
Gorres. Mystique, V, pp. 230.
392
Roland Brevannes. L’Orgie Satanique, IV. Le Sabbat, p. 122.
393
Discours, p. 141.
394
S. Caleb. Messes Noires, p. 153.
395
Confession faicte par Messire Loys Gaufridi, A Aix, MVCXI.
396
A une Chasuble qui a vne croix; mais qu’elle n’a que trois barres.
397
Le Diable en mesme temps pisse dans vn trou a terre, et fait de l’eau beniste de son vrine, de laquelle celuy, qui dit la messe, arrouse tous les assistants auec vn asperges noir. Boguet, Discours, p. 141. | |
| | | Селена18
Сообщения : 125 Очки : 4233 Дата регистрации : 2013-09-01 Репутация : 0
| Тема: Re: История колдовства. Читать онлайн. Сб 14 Сен 2013, 12:31 | |
| 398
…lors que Tramesabot disoit la Messe, et qu’auant la commencer li iettoit de l’eau beniste qui estoit faicte de pissat, et faisoit la reverence de l’es-paule, et disoit Asperges Diaboli. De Lancre, L’Incredulite.
399
L’eau beniste est iaune comme du pissat d’asne, et qu’apres qu’on la iettee on dit la Messe.
400
Sebastien Michaelis. Histoire admirable. Мисс Мюррей на с. 149 своей книги утверждает, что речь идет о ритуале плодородия. Замечательная теория! Речь идет, конечно, о проклятии, лежащем на евреях. Мф. 27:25.
401
Que le Diable dit le Sermo au Sabbat, mais qu’on n’entend ce qu’il dit, parce qu’il parle come en grodant. Вероятно, на этом дьяволе была маска или же он специально изменил голос.
402
Dit qu’il a veu bailler au Sabbat du pain benist et de l’encens, mais il ne sentoit bon comme celuy de l’Eglise.
403
Так, в ходе Орлеанского процесса Жентиль ле Клерк признался, что «tourne le dos a l’Autel quand il veut leuer l’Hostie et le Calice, qui sont noirs».
404
Silvain Nevillon (1614 – 1615). Dit aussi auoir veu des Sorciers et Sorcieres qui apportoient des Hosties au Sabbat, lesquelles elles auoient garde lors qu’on leur auoit baille a communier a l’Eglise.
405
Предположительно имеется в виду св. Цезарий Арелатский (470 – 543), который был известен борьбой по искоренению последних остатков языческих обрядов и суеверий. Он отлучал от церкви всех, кто
консультировался с авгурами и носил языческие амулеты. Гностики, как известно, особенно любили всякие талисманы, амулеты и тому подобное.
406
J. F. Blade. Quatorze superstitions populaires de la Gascogne, p.16. Agen, 1883.
407
Decisions. Edinbourgh, 1759.
408
Ie laisse a penser si l’on n’exerce pas la toutes les especes de lubricites veu encor que les abominations, qui firent foundre et abismer Sodome et Gomorrhe, y font fort communes. Boguet. Discours des Sorciers, xxii, p. 137.
409
Sebastien Michaelis. Histoire admirable, 1613.
410
Finalement, ils paillardent ensemble. Le dimanche avec les diables suc-cubes ou incubes; le jeudi, commettent la sodomie; le samedi la bestialite; les autres jours a la voie naturelle.
411
Лувьерский процесс длился четыре года, 1643 – 1647.
412
Apres la Messe on dance, puis on couche ensemble, hommes avec hommes, et avec des femmes. Puis on se met a table… Dit qu’il a cognu des hommes et s’est accouple avec eux; qu’il auoit vne couppe on gondolle par le moyen de laquelle toutes les femmes le suiuoient pour y boire.
413
Apres la danse finie les diables se coucheret auecques elles, et euret leur copagnie.
414
…grand nombre d’hommes et femmes furent bruslees en la ville d’Arras, accusees les vns par les autres, et confesserent qu’elles estoient la nuict transportees aux dances, et puis qu’ils se couploient auecques les diables, qu’ils adoroient en figure humaine.
| |
| | | Селена18
Сообщения : 125 Очки : 4233 Дата регистрации : 2013-09-01 Репутация : 0
| Тема: Re: История колдовства. Читать онлайн. Сб 14 Сен 2013, 12:31 | |
| 415 …toutes generalement sans exception, confessoient que le diable auoit copulation charnelle auec elles, apres leur auoir fait renoncer Dieu et leur religion. 416 …c’est a scauoir que les diables, tat qu’elles auoient este Sorcieres, auoict eu copulation auec elles. Henry de Cologne confirmant ceste opinion dit, qu’il y a rien plus vulgaire en Alemaigne. 417 …quod sacrificia dabant daemonibus in animalibus uiuus, quae diuide-bant membratim et offerebant distribuendo in inferne quadruuiis cuidam dae-moni qui se facit appellari Artis Filium ex pauperioribus inferni. Dame Alice Kyteler, 1843, p. 1 – 2. 418 HighlandPapers, III, p. 18. 419 Энеида, VI, 243 – 251. 420 Гораций, Sermonum, I, viii. 421 Dictionnaire Infernal, ed. 1863, p. 590. 422 Salgues. Des erreurs et des prejuges, I, p. 423. 423 III, 44 – 45. 424 Alludit ad Haruspicis officium, qui exta et viscera inspiciebat. Plinius inquit: Ex ranae rubetae uisceribus; id est, lingua, ossiculo, licne, corde, mira fieri posse constat, sunt enin plurimis medicaminibus referta. Forte intelligit rubetam uel bufonem, indicans se non esse ueneficum, nec rubetarum extis uti ad uenefica. См. также: Плиний. Естественная история, XXXII, 5. 425 Francois Ravaisson. Archives de la Bastille, VI, p. 295. Допросы участников этого скандала можно найти в IV и V томах этого труда. 426 L. Strackerjan. Aberglaube und Sagen aus dem Herzogthum Oldensburg, 1867, I, 70. 427 Kоnigsberger Hartung’sche Zeitung, 1866, № 9. 428 V. Fossel. Volksmedicin und medicinischer Aberglaube in Steiermark, Graz, 1886. 429 U. Jahn. Zauber mit Menschenblut und anderen Teilen des men-schlichen Kоrpers, 1888. 430 A. Lоwenstimm. Aberglaube und Strafecht (Die Volksmedizin), 1897. 431 V. Fossel. Volksmedicin… 432 Адриан Кембтер, писавший в 1745 году, насчитал 52 случая, но его список доведен лишь до 1650 года и может быть удвоен. Подобные случаи известны и в наше время. Ли в статье «El santo nino de la Guardia» не смог опровергнуть свидетельств об убиении младенца евреями. На эту тему была опубликована серия из 44 статей в «Osservatore Cattolico», март и апрель 1892 года, № 8438 – 8473. 433 La Temps, Paris, 1 фев. и 23 мар. 1892. 434 Khartummim. Это же слово использовалось для описания волшебников, которых призвал фараон для толкования своего сна (Быт. 41: . В Вульгате их именуют coniectores. В Исх. 8:11 читаем: Uocavit autem Pharao sapientes et maleficos. 435 Следует заметить, что даже наиболее модернистски настроенные исследователи считают историю о Валааме одним из старейших документов, относящихся к Пятикнижию. 436 В своем комментарии на 9-ю главу пророка Осии св. Иероним говорит: «Ingressi sunt ad Beel-Phegor, idolum Moabitarum quem nos PRIA-PUM possumus appelare» (И пришли они к Ваал-Фегору, идолу Моавитскому, которого мы называем также ПРИАПОМ). А Руфин говорит в комментарии на то же место: «Beel-Phegor figuram Priapi dixerunt tenere» (Говорят, что Ваал-Фегор и форму имел ту же, что Приап. – Прим. пер.). | |
| | | Селена18
Сообщения : 125 Очки : 4233 Дата регистрации : 2013-09-01 Репутация : 0
| Тема: Re: История колдовства. Читать онлайн. Сб 14 Сен 2013, 12:32 | |
| 437
Balaam hariolus a Domino mittitur ut decipiat Balac filium Beor. In Ezechielem, IV, xiv. Migne. Patres Latini, XXV, col. 118 (Послан был предсказатель будущего Валаам, дабы обмануть Валака, сына Веорова).
438
Balaam fuisse prophetam non Dei, sed diaboli constat… Fuit ipse magus, et daemonis alloquium quaerebat, eumque consulere.
439
В русском переводе Ветхого Завета – «женщина-волшебница», в Вульгате – «женщина, имеющая духа-фамилиара». – Прим. пер.
440
Cлово это обычно используется в словосочетании yidde onim (от yada – знать), видимо, по смыслу они идентичны. Но Смит в Journ. Phil, XIV, p. 127, проводит следующее различие: Yidde ‘oni – дух-фамилиар, известный тому, кто его призывает; ‘obh – любой дух, который может быть пробужден с помощью заклинания и принужден отвечать на вопросы.
441
Divination, et la science des presages, Paris, 1875, p. 161.
442
History of the People of Israel, 3 vol, London, 1888 – 1891, I, p. 347.
443
Овидий. Метаморфозы, IV, 412 – 413 о летучих мышах: Conataeque loqui, minimam pro corpore uocem, Emittunt: peraguntque leues stridore querelas.
444
Перевод А. Радловой. (Прим. пер.)
445
Иосиф утверждает, что сам Самуил объяснил ведьме, что перед ней царь.
446
Migne. Patres Graeci, LXXXIX, col. 589.
447
Plerique putant Saulem signum accepisse de terra et de profundo infer-ni quando Samuelem per incantationes et artes magicas uisus est suscitasse. Migne. Patres Latini, XXIV, col. 106.
448
…inspirantur diabolico spiritu. Has autem dicunt Hebraei meleficis art-ibus eruditas per necromantias et pythicum spiritum qualis fuit illa quae uisa est suscitare animam Samuelis. Migne. Patres Latini, XXV, col. 114.
449
Migne. Patres Graeci, XLV, col. 107 – 114.
450
???????? ??? ???? OL ????????????????? ??????? ??? ?? ??? ??????? ????????. Migne. Patres Graeci, XXX, col. 497.
451
Et credo quia [spiritus immundi] mendacio possunt; nec enim pythonico tunc spiritui minus liciut animam Samuelis effngere (De Anima, LVII). Migne. Patres Latini, II, col.749.
452
???? ?????????, ??? ????? ^???? ??? ^?????? ????.
453
???? ?? ??????? ????????? ? ?????. ?? ?? ?????? ??? ?????? ??™. Каь ????? ? ???? ??? ??????? (In librum Regum, Homilia II). Migne. Patres Graeci, XII, col. 1013.
454
каь ??? ???????? ?? ?????, ???????? ??'?? ?? ??? каь ??? ??????? ????? ??????? ??? ??? ?????????????? ?? ??????? ? ????? (In I. Regum, XXVIII). Migne. Patres Graeci, XII.
455
Samuel post mortem, secundum Scripturae Testimonium futura non tacuit. I. Regum, XXVIII, 17 (In Lucam, I, 33). Migne. Patres Latini, XV, col. 1547.
456
Imago Samuelis mortui Saul regi uera praenuntiauit. Migne. Patres Latini, XXXIV, col. 52. И De Cura, XL, col. 606.
457
Nam Samuel propheta defunctus uiuo Sauli etiam regi futura praedixit. | |
| | | Селена18
Сообщения : 125 Очки : 4233 Дата регистрации : 2013-09-01 Репутация : 0
| Тема: Re: История колдовства. Читать онлайн. Сб 14 Сен 2013, 12:32 | |
| 458
Словами Самуила (1 Цар. 15:23) «Ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство». Ересь и непокорность (т.е. склонность к мятежу) в основе своей едины.
459
Schrader. Die Keilenscheiften und das alte Testament, Giessen, 1883.
460
…raconta ses rapts d’enfants, ses hideuses tactiques, ses stimulations infernales, ses meurtres impetueux, ses implacables viols; obsede par la vision des ses victimes, il decrivit leurs agonies ralenties ou hatees, leurs appels et leurs rales; il avoua s’etre vautre dans les elastiques tiedeurs des intestines; il confessa qu’il avait arrache des coeurs par des plaies elargies, ouvertes, telles que des fruits murs. La-Bas, J. K. Huysmans, p. xviii.
461
De Magia, XLVII.
462
Sven Nilsson, the Primitive Inhabitants of Scandinavia, 1868, p. 241.
463
Настоящее название ???? ????? ??????? ???????, «Опровержение всех ересей». Первая книга этого труда давно известна; книги с IV по X открыты сравнительно недавно, впервые опубликованы в Оксфорде в 1851 году Миллером под именем Оригена. Затем изданы Данкером и Шнейдвином как работа Ипполита, восемь лет спустя, в Геттингене в 1859 году. Первые главы четвертой книги и все второй и третьей книг до сих пор не найдены.
464
Слову «hariolus», переведенному на русский как прозорливец, соответствует в английском переводе prudent (предусмотрительный, осторожный). – Прим. пер.
465
Феокрит. II. 121. ????? ?'???? ?????? ???????? ????? ?????. Вергилий. Эклога VIII, 61: Populus Alcidae
gratissima. Энеида. VIII, 276: Hercules bicolor quem populus umbra…
466
Плиний (Естественная история, XV, 86) пишет, что кидались грецкими орехами, и из его текста следует, что они использовались как на днях рождения, так и на свадьбах. Но ранее, безусловно, использовались также и каштаны. Со временем значение ритуала было позабыто, и орехи стали употребляться в различных играх.
467
Пьеса была поставлена в 1520 году и называлась тогда «Messer Nicia». Первое ее издание было отпечатано во Флоренции около 1524 года под заголовком «Комедия о Каллимахе и Лукреции», но в Прологе окончательно указывается имя La Mandragorla, которое вошло во все издания. Эта история позднее была использована Лафонтеном. Сама пьеса (которая до сих пор ставится в Италии, а в Москве еще недавно ставилась в Театре на Юго-Западе. – Прим. пер.) по крайней мере шесть раз переводилась на французский и пять раз на немецкий языки.
468
De Legibus Hebroeorum ritualibus earumque rationibus, 2 тома, Tubingae, 1732.
469
Не позже 200 года. Книга была хорошо известна Коммодиану, писавшему около 250 года.
470
Таково, разумеется, мнение Отцов и более поздних богословов (например, Альфреда Эдерсхейма, Делица, преп. Уолтера Скотта).
471
Его книга называется «Acta pro ueritate Marturii corporis, et cultus publici B. Andreae Rinnensis», Инсбрук, 1745. Блаж. Андрей, мальчик, был убит в Ринне (Тироль) 12 июля 1462 года. Систематическое исследование, безусловно, позволило бы удвоить количество убийств, описанных Кембтером, и известно еще 15 таких случаев для XVIII и 39 для XIX веков. В 1913 году Мендель Бейлис был обвинен в ритуальном убийстве русского мальчика Андрюши Ющинского.
| |
| | | Селена18
Сообщения : 125 Очки : 4233 Дата регистрации : 2013-09-01 Репутация : 0
| Тема: Re: История колдовства. Читать онлайн. Сб 14 Сен 2013, 12:32 | |
| 472
Вампирам Монтегю Саммерс посвятил отдельное исследование, которое также выходит в свет в издательстве «ОЛМА-ПРЕСС». – Прим. пер
473
Левит 17:14.
474
E. de Rouge. Etude sur une stele Egyptienne, Paris, 1858. E. A. W. Budge. Egyptian Magic, VII.
475
Рех Хет, знающий о вещах.
476
Еврипид. Вакханки; Овидий. Метаморфозы, III, 513. Аполлодор, III, т. 2; Гигин. Fabulae, 184; Нонн. Dionysiaca, XIV, 46.
477
Софокл. Аякс. Пиндар. Немея, VII, 25; Овидий. Метаморфозы, XIII, 1-398.
478
Павсаний, III, xvi, 6.
479
Валерий Максим, I, 11, 5. Лациний – выступ на восточном берегу Бруттиума, в нескольких милях к югу от Кротона. Он образует западную оконечность Тарентийского залива. Остатки храма Юноны Лацинии существуют до сих пор и дали современное имя мысу Сapo delle Colonne или Capo di Nao (vaog).
480
Перевод Н. Гнедича.
481
Ксенофон. Memorabilia, II, i.5; Демосфен, XCIII, 24; Динарх, СI, 41; Плутарх. Лукулл, IV
482
Еврипид. Орест, I, 854, I, 79.
483
?????
484
Вергилий. Энеида, IV, 471-3.
Agamemnonius scaenis agitatus Orestes Armatam facibus matrem et serpentibus atris Cum fugit, ultricesque sedent in limine Dirae. (Орест бежит от тела убитой царицы, а на
пороге его уже поджидают у ворот сестры-эринии, мстительницы.)
485
Плавт. Амфитрион, II, 2, 145. Nam haec quidem edepol lauarum ple-nast.
486
Quid esset illi morbi, dixeras? Narra, senex. Num laruatus, aut cerritus? Fac sciam.
Два Менехма, V, 1, 2. Апулей говорит о laruans, сумасшедшем. Hunc [pulcherrimam Mercurii imaginem] denique qui laruam putat, ipse est laruans. Слово Cerritus достаточно редкое. Оно происходит от сerebritus и не связано с Сerres, как полагали ранее. Также Гораций. Sermonum, II, iii, 278.
487
Мифологическая библиотека, III, v, 1.
488
С. 471.
489
56, Nauck.
490
185 – 135 гг. до Р. Х.
491
Профессор Лейба в «Психологии религиозного мистицизма», London, 1925, c. 11. сообщает весьма интересные вещи о культе Диониса.
492
Пифагор прописывал музыку при нарушениях психики, Евнапий в «Жизни философов», 67, и Целий Аврелиан в своих примечаниях трактата «De Morbis Chronicis», VI, показывают, что это средство было одним из самых распространенных. Ориген, «Против Цельса», III, и Марциан Капелла в «De Nuptiis Philologiae et Mercurii», IX, 925, говорят о том же.
493
1 Цар. xvi, 14. «Exagitabat eum spiritus nequam a Domino».
494
Иудейские древности. VI, viii, 2; ii, 2.
495
Рибе в труде «La Mystique Divine», II, ix, 4, действительно говорит о «l’obsession interieure» (не говоря уже о толковании этих терминов в русских словарях. – Прим. пер.), но и он разделяет эти понятия, далее у него сказано: «L’obsession purement interieure ne differe des tentations ordi-naires que par la vehemence et la duree».
| |
| | | Селена18
Сообщения : 125 Очки : 4233 Дата регистрации : 2013-09-01 Репутация : 0
| Тема: Re: История колдовства. Читать онлайн. Сб 14 Сен 2013, 12:32 | |
| 496 Multae sunt tentationes eius, et die noctuque uariae daemonum insidi-ae… Quoties illi nudae mulieres cubanti, quoties esurienti largissimae apparuere dapes? Uita S. Hilarionis, VII, Migne, том XXIII, col. 32. 497 Sustinebat miser diabolus uel mulieris formam noctu induere, feminaeque gestus imitari, Antonium ut deciperet. S. Athanasius. Uita S. Antonii, V, Migne, том XXVI, col. 847. 498 Память (duplex maius apud Minores) 22 февраля. 499 Возможно, уместным будет отметить, что до своего обращения св. Маргарита вела весьма скандальную жизнь, о чем не преминули упомянуть многие ее биографы. 500 Sectando per cellam orantis et flentis, cantauit diabolus turpissimas can-tationes, et Christi famulam lacrymantem et se Domino commendantem pro-caciter inuocabat ad cantum…; tentantem precibus et lacrymis repulit ac eiecit. Болландисты. 22 февраля. Т. VI. 501 Ceterum consilium est semper de talibus inuasionibus suspicionem habere, non enim negandum maiorem earum partem esse aut fictiones, aut imaginationes, aut infirmitates, praesertim in mulieribus. Praxis confessariorum, n. 120. 502 Saepissime, que putantur daemonis obsessiones, non sunt nisi morbi nat-urales, aut Naturales imaginationes, uel etiam inchoata aut perfecta amentia. Quare caute omnino procedendum, usquedum per specialissima signa de obses-sione constet. Theologia mystica, I, n. 228. 503 Biblisches Realworterbuch, Leipsig, 1833. 504 Этот прорицательный дух больше не упоминается в Новом Завете, в Ветхом Завете. Это выражение относится к лгущим пророкам или практикующим магические искусства, запрещенные законом Моисея. Так, нечто подобное можно прочесть про Аэндорскую волшебницу (1 Цар. 28. и у Иезекииля (13.6). 505 Ordinandi, filii charissimi, in officium Exorcistarum, debitis noscere quid suscipitis. Exorcistam etenim oportet abiicere daemones; et dicere populo, ut, qui non communicat, det locum; et aquam in ministerio fundere. Accipitis itaque potestatem imponendi manum super energumenos, et per impositionem manu-um uestrarum, gratia spiritus sancti, et uerbis exorcismi pelluntur spiritus immundi a corporibus obsessis. Studete igitur, ut, sicut a corporibus aliorum daemones expellitis, ita a mentibus, et corporibus uestris omnem immunditiam, et nequitiam eiiciatis; ne illis succumbatis, quos ab aliis, uestro ministerio, effu-gatis. Discite per officium uestrum uitiis imperare; ne in moribus uestris aliquid sui iuris inimicus ualeat uindicare. Tunc etenim recte in aliis daemonibus imper-abitis, cum prius in uobis eorum multimodam nequitiam superatis. Quod nobis Dominus agere concedat per Spiritum suum sanctum. 506 Accipite, et commendate memoriae, et habete potestatem imponendi manus super energumenos, siue baptizatos, siue catechumenos. 507 Deum Patrem omnipotentem, fratres charissimi, supplices deprecamur, ut hos famulos suos bene † dicere dignetur in officium Exorcistarum; ut sint spirituales imperatores, ad abiiciendos daemones de corporibus obsessis, cum omni nequitia eorum multiformi. Per unigenitum Filium suum Dominum nostrum Iesum Christum, qui cum eo uiuuit et regnat in unitate Spiritus sancti Deus, per omnia saecula saeculorum. R. Amen. | |
| | | Селена18
Сообщения : 125 Очки : 4233 Дата регистрации : 2013-09-01 Репутация : 0
| Тема: Re: История колдовства. Читать онлайн. Сб 14 Сен 2013, 12:33 | |
| 508
Domine Sancti, Pater omnipotens, aeterne Deus, bene † dicere dignare hos famulos tuos in officium Exorcistarum; ut per impositionem manuum, et oris officium, potestatem, et imperium habeant spiritus immundos coercendi: ut probabiles sint medici Ecclesiae tuae, gratia curationum uirtuteque coelesti con-firmati. Per Dominum nostrum Iesum Christum Filium tuum, qui tecum uiuit, et regnat in unitate Spiritus sancti Deus, per omnia saecula saeculorum. R. Amen. Post haec, suggerente Archidiacono, redeunt ad loca sua.
509
Сульпиций Север (420 – 425) повествует в своих «Диалогах» (III, 6), что св. Мартин Турский мог изгонять демонов одной лишь молитвой без наложения рук или использования формулы, рекомендованной клиру. Об этом можно прочитать и в ряде Житий Святых.
510
Перевод сделан с «Римского ритуала». Существует несколько его форм, некоторые авторизованные, большинство нет. Одна из наиболее известных содержится в греческом «Евлогионе». Она начинается с Трисагиона, затем идут псалмы, Господи, услышь молитву мою (142), Господь, пастырь мой (22), Господь, свет мой (26), Да восстанет Бог (67), Помилуй мя, Боже (56), Господи! Не в ярости твоей (6), Господи! Услышь молитву мою (101). Затем следует Утешительный канон с длинным гимном Господу Нашему, Деве Марии и Всем Святым. Далее священник совершает помазание пациента, говорит над ним молитву, и на этот ритуал заканчивается.
511
Далее при переводе «Ритуала» используется местами статья «Экзорцизм» из «Энциклопедии колдовства и демонологии» Рассела Роббинса.
class="section">
512
Текст приводится также в «Horae Diurnae», Rome, 1903.
513
Ab insidiis diaboli, libera nos, Domine; Ut Ecclesiam tuam secura tibi facias libertate seruire, te rogamus, audi nos; Ut inimicos sanctae Ecclesiae humiliare digneris, te rogamus, audi nos. Et aspergatur locus aqua benedicta.
514
Святая вода – самый распространенный из атрибутов католических церемоний, состоит из освященной соли и освященной воды.
515
Восточного происхождения. Надо помнить, что Крещение Христа в водах Иорданских вспоминается на Богоявление. В современном Служебном Бревиарии под первым Ноктурном первая молитва дня на Октаву и воскресенье Октавы имеет отношение к Крещению так же, как и вторая. Антифон на Benedictus и антифон Magnificat на второй вечере также упоминают об этой мистерии. В Риме ритуал освящения вод латинского образца проводится кардиналом в Сант-Андреа делла Валле 5 января, в 3.30 дня; в церкви Стигматов святого Франциска в 9.30 утра на сам праздник. На канун православный обряд проводится в греческой церкви св. Афанасия, начало в 3.30.
516
См. книгу Вильсона «Западная Африка», статью Ваффелаэрта «Possesion diabolique в Dictionnaire apologetique de la foi catholique», Paris, 1889. Мнение цистерцианца Дом Роберта де ла Траппа, признающего реальность случаев одержимости, описанных в Новом Завете, но считающего все остальные производными от болезней или обмана, достойно сурового осуждения, как опрометчивое и даже не соответствующее канонам. Essai sur la theologie morale, IV, c. 356. | |
| | | Селена18
Сообщения : 125 Очки : 4233 Дата регистрации : 2013-09-01 Репутация : 0
| Тема: Re: История колдовства. Читать онлайн. Сб 14 Сен 2013, 12:33 | |
| 517
Св. Юстин Мученик. Апология, VI, Диалоги, XXX, LXXXV; Минуций Феликс. Октавий, XXVII. Ориген. Против Цельса, I, 25; VII, 4, 67; Тертуллиан. Апология, XXII, XXIII.
518
Павлин. Uita Ambrosii, 28, 43.
519
Св. Григорий Нисский. «О жизни Ефрема».
520
Комментарий на этот пассаж Сервация Галла (1627 – 1709), голландского проповедника из Хаарлема, в издании Лактаниция 1660 года – самый абсурдный из всех мне известных.
521
Опубликована между 303 и 313 годами. De Labriolle. «Histoire de la Litterature Latine Chretienne», c. 272.
522
На эту тему существует отличная монография: Дом Бернар-Мари Марше. «La Realite des Apparitiones Demoniaque», Париж, 1899.
523
Вообще-то св. Мавр единожды лицезрел сии видения вместе со св. Бенедиктом, и однажды св. Бенедикт позволил видеть нечто подобное еще одному монаху.
524
Одна из интереснейших фресок Содомы в Монте Орвьето (Сиена) изображает св. Бенедикта, производящего экзорцизм.
525
Этот текст был переведен на английский братом Бенедиктом Мак-Лафлином из Амплфорта таким образом: Святый Крест будет Светом Моим, Заставит бежать лукавого, Быстро беги, Сатана, Не нашептывай мне на ухо, Нет у тебя ничего, кроме Зла, Так оставь Его себе. Аминь.
526
Все английские бенедиктинцы имеют особую прерогативу использовать сию медаль (дарована 23 февраля 1915 года), это право было также даровано многим другим гражданским и церковным лицам.
527
Omnis virtus
aduersarii, omnis exercitus diaboli, et omnis incursus, omnis phantasma Satanae, eradicare et effugare ab his numismatibus…
528
Domine Iesu Christe… per hanc tuam sanctissimam passionem humiliter exoro; ut omnes diabolicas insidias et fraudes expellas ab eo, qui nomen sanctum tuum, his litteris ac characteribus a te designatis, deuote inuocauerit, et eum ad salutis portum perducere digneris. Qui uiuis et regnas…
529
В «Римском ритуале» содержится Benedictio Infirmorum cum Ligno SS. Crucis, D.N.J.C. seu Signum S. Mauri Abbatis. Больные благословлялись Святым Крестом и молитвенной формулой св. Бенедикта и св. Мавра.
530
Житие св. Мавра написано его другом, монахом Фаустом из Монте-Кассино. Пер Делайе в своей работе, имевшей несчастливую судьбу и весьма безрассудной, «Legendes Hagiographiques» (перевод 1907, Лондон) подвергает это Житие нападкам и в целом малоуважительно относится к св. Мавру.
531
Блаженный Виктор III. Диалоги, I, 2.
532
Abbe Lebeuf. «Histoire du diocese de Paris», V, 129 и далее.
533
Его портреты сохранились в Риме и Вальядолиде.
534
Считавший, что ведьмы действуют очень активно. Одну из них он послал на виселицу, другую в тюрьму.
535
Работа самого Даррела, хотя в одном из каталогов она почему то приписывается Джеймсу Бэмфорду.
536
Даррел в книге «Опровержение греховных, позорных, лживых и достойных осмеяния выпадов Самуэля Харснета» (1600) пишет: «Нет сомнений в том, что за инициалами С. Х. скрывается Самуэль Харснет, капеллан лондонского епископа, но неясно, один ли он или они вместе несут ответственность за эту противоречивую книгу. Некоторые думают, что книгу написал сам епископ, другие считают, что это их совместная работа». | |
| | | Селена18
Сообщения : 125 Очки : 4233 Дата регистрации : 2013-09-01 Репутация : 0
| Тема: Re: История колдовства. Читать онлайн. Сб 14 Сен 2013, 12:33 | |
| 537
10 января 1629 года он был введен в Тайный совет.
538
Оттуда Шекспир позаимствовал имена для злых духов, которых упоминает Эдгар в «Короле Лире».
539
Не думаю, что многие или хотя бы некоторые англиканские епископы в наше время санкционируют экзорцизм. Разумеется, эти рационалистично настроенные модернисты, духовные лидеры английской нации давно избавились от подобных вредных суеверий. Не представляю, как они объясняют слова Господа и деяния Его, но, вероятно, по их просвещенному мнению, Христос – sit uenia uerbis – здесь, как и в ряде других случаев, просто заблуждался.
540
Colloquia Mensalia.
541
Следует отметить, что учения таких протестантских лидеров, как Гаспар фон Швенкфельд (1489(90) – 1561), свидетельствуют о личном пиетизме и высокой духовности. Критическое издание его работ вышло под редакцией Хартранфта, Шлюттера и Джонсона: «Corpus Schwenckfeldianorum», I, Leipzig, 1907.
542
«Correspondence» Паркера, Cambridge, 1856, c. 465 – 466.
543
Изрыгая булавки и соломинки, они заставили многих поверить, что на них навели порчу, но скоро их трюки были раскрыты, и их присудили к публичному покаянию у Св. Павла. Известен памфлет «Раскрытие одержимости демонами двух девушек, оказавшейся поддельной, в лондонском Сити» [1574], где описываются обстоятельства этого дела. См. также Холиншед. «Хроники», Лондон, 1808, IV, 325, и «Анналы» Cлоу, Лондон, 1631, с. 678. Из того, что они вводили публику в заблуждение, еще не следует,
что они не были больны.
544
«Сообщение о печальном случае с Мэри Гловер… В защиту истины против D.J. и его скандальных опровержений». Рукопись хранится в Британском музее. Синклер в труде «Раскрытие невидимого мира сатанинского», Эдинбург, 1685, цитирует дело Мэри Гловер по труду Льюиса Хьюза «Certain Grievances» (1641 – 1642); также и Бартон в книге «Царство тьмы», и Хатчинсон в «Историческом эссе о ведовстве» неправильно датируют это дело 1642 годом.
545
В 1720 году вышло расширенное издание.
546
Книга называется «Мир иной», Лондон, 1875, I, c. 59 – 69. Инцидент описывается Фортескью Хитчинсом в «Истории Корнуолла», Хелстон, 1824, II, c. 548 – 551; и также подробнее преп. Хокером в труде «Свидетельства о людях былого в отдаленном Корнуолле», Лондон, 1870.
547
Шестью милями севернее св. Колумбины и тремя милями южнее Пэдстоу.
548
Полный и документированный отчет об этих странных происшествиях сохранился в книге «Люцифер, или Подлинная история знаменитого случая демонической одержимости в Эльзасе», Лондон, 1922, одобренной епископом Брентвудским. Составлена на основании подлинных документов аббатом Полом Суттером.
549
Jesus… comminatus est spiritui immundo, dicens illi: Surde et mute spiritus, Ego praecipio tibi, exi ab eo: et amplius ne introcas in eum. Марк 9.25.
550
1726 – 1755. Этот великий святой почитался тогда как преподобный. Впоследствии он был провозглашен блаженным при Льве XIII в 1893 году 29 января и канонизирован Пием 11 декабря 1903 года. Память отмечается 16 октября. | |
| | | Селена18
Сообщения : 125 Очки : 4233 Дата регистрации : 2013-09-01 Репутация : 0
| Тема: Re: История колдовства. Читать онлайн. Сб 14 Сен 2013, 12:34 | |
| 551
Петер Пауль Штумпф стал епископом Страсбурга после Расса (1887 – 1890).
552
Une Possedee Contemporaine (1834 – 1914). Helene Poirier de Coullons (Loiret). Paris, 1924. Обширное исследование, подробно документированное, на 517 страницах, издано ле Шанон Шамполем из Орлеанского диоцеза.
553
A partir de cette epoque, la vie d’Helene s’ecoulera au milieu de souf-frances physiques et morales si grandes, que dans sa bouche les plaintes de Job ne seraient point deplacees.
554
Мид в связи с этим отмечает, что в секте «шэйкеров» подобные явления отмечались много ранее, вероятно, под влиянием духов, пришедших от североамериканских демонов.
555
Ses souffrances physiques et morales, commencees le 25 mars, 1850, se poursuivirent jusqu’a sa mort, 8 janvier, 1914, soit pendant soixante-quatre ans. Toutefois les vexations diaboliques cesserent vers la fin de 1897. Cos vexations durerent donc pres de quarante-sept annees, dont six de possession.
556
Du 25 mars, 1850, au courant de mars, 1868, Helene fut seulement obsedee. Cette obsession dura donc 18 annees. Au bout de ce temps et pendant 13 mois elle fut obsedee et possedee tout ensembke.
De l’obsession et de la possession elle fut completement delivree par les exorcismes officiels, a Orleans, le 19 avril, 1869.
Suiverent quatre mois de tranquillite, jusqu’au recommencement volontaire et genereux de ses peines.
A la fin d’aout, 1869, elle accepta de la main de Notre Seigneur les tour-ments d’une nouvelle obsession et possession afin d’obtenir la conversion du celebre general
Ducrot. La conversion obtenue, elle fut delivree a Lourdes le 3 septembre, 1875, par les prieres des 15.000 pelerins qui s’y trouveaient reunis. Obsession et possession renouvelees avaient dure cinq ans.
Plus jamais, pendant les quarante ans qu’elle avait encore a vivre, elle ne fut possedee; mais elle continua a etre obsedee tantot plus, tantot moins. Les souffrances de toutes sortes, qu’elle endura alors, eurent pour but d’obtenir le salut et le triophe du clerge.
Quant aux raisons et au but des premieres persecutions diaboliques qu’elle subit pendant dix-neuf ans et dont elle fut delivree par les exorcismes officiels, ils sont restes inconnus. UnePossedee Contemporaine (1834 – 1914), c. 171 – 172
557
Часть сутаны этого, безусловно, святого понтифика была доставлена Елене и во время одного из ее приступов и помещена ей на лоб. При этом она воскликнула: «Папа – святой, воистину великий святой!»
558
Pour y etre admis, il faut apporter une ou plusiers hosties consacrees, les remettre au demon qui, sous forme corporelle ou visible, preside l’assam-blee. Il faut les profaner d’une maniere horrible, adorer le demon lui-meme et commettre auec lui et les autres societaires les actes d’impudicite les plus revoltants. Trois villes: Paris, Rome, et Tours sont les sieges de cette societe infernale.
559
La seconde possesion fut plus terrible que la premiere. 1. Par la duree; la premiere fut de treize mois, la seconde de cinq ans. 2. La premiere fut adoucie par de nombreuses consolations surnaturelles; la seconde tres peu. 3. Les devices abonderent dans la premiere; dans la seconde les avanies morales l’em-porterent de beaucoup sur les avanies physiques. Une Possedee Contemporaine (1834 – 1914), c. 405. | |
| | | Селена18
Сообщения : 125 Очки : 4233 Дата регистрации : 2013-09-01 Репутация : 0
| Тема: Re: История колдовства. Читать онлайн. Сб 14 Сен 2013, 12:34 | |
| 560
Имеется в виду Первая мировая война (прим. пер.)
561
Henry Hugunin. Spirit Possession.
562
Издано в 1920 году Хантли Картером.
563
Его книга «От нерелигии к религии» открывается следующими словами: «Мне кажется, что распространение спиритуализма может быть следствием возрастания известных нам физических фактов». Подобную фразу мог написать лишь человек, совершенно некомпетентный в мистической теологии и в области истории христианства.
564
Spiritualism. Its Present-Day Meaning, с. 258.
565
Spiritualism. Its Present-Day Meaning, с. 269.
566
Spiritualism. Its Present-Day Meaning, с. 270 – 271.
567
Spiritualism. Its Present-Day Meaning, с. 245.
568
Spiritualism. Its Present-Day Meaning, с. 206.
569
Spiritualism. Its Present-Day Meaning, с. 206 – 207.
570
Spiritualism. Its Present-Day Meaning, с. 205. Эти слова принадлежат отцу Бернару Вайану.
571
«Семнадцать основных фактов о спиритуализме», «Light», 21 февраля 1925. Здесь мы находим подтверждение тому, о чем говорилось выше: «Современные спиритуалисты не более чем пережиток феноменов, отлично известных в давние времена». Действительно, сходные феномены имели место, например, в доме Самуэля Весли, в Эпворте, Линкольншир, в 1716 году и привлекли всеобщее внимание. Стуки в доме Парсонсов, Кок Лэйн, были признаны фальшивкой, но,
насколько мне известно, тот случай не подвергался серьезному изучению.
572
Она приняла участие в сеансе 1860 года, но, по-видимому, это был единственный случай.
573
«WashingtonDaily Star», 7 марта 1893, см. также книгу «The Medium and the Daybreak», 7 апреля 1893 года.
574
В образовательных примерах некоторых учителей спиритизма история сестер Фокс живописуется в самых ярких тонах, однако до определенного момента ничего почти не говорится об их последующем падении.
575
Он умер в Бедфорде 5 сентября 1892 года. Он контролировал дух императора, который утверждал, что ранее принадлежал пророку Малахии. Его насыщенная подробностями биография в книге Артура Лилли «Современные мистики и современная магия», Лондон, 1894.
576
О миссис Бассетт см. «The Medium», 11 апреля и 18 апреля, 1873, с. 174, 182. О мисс Шоуэрс см. «The Medium» 8 мая и 22 мая, с. 294, 326.
577
«The Medium and the Daybreak», 15 ноября 1878, с. 730.
578
L’Eclair, 6 апреля 1909.
579
Др. Грассе. «L’Occultisme», c. 56, 424.
580
Proces des Spirites, Paris, 1875.
581
«La Revue Spirite» и «L’Echo du Mentalisme», ноябрь 1908.
582
Который считает, что спиритические практики дозволены Священным Писанием и что многие пророки, да что там, сам Господь, принадлежали к числу медиумов, чем и следует объяснять их способности.
583
«Light», Суббота, 21 февраля, 1925, с. 89.
584
Организованного в 1882 году для научного исследования «малоизученных феноменов».
| |
| | | Селена18
Сообщения : 125 Очки : 4233 Дата регистрации : 2013-09-01 Репутация : 0
| Тема: Re: История колдовства. Читать онлайн. Сб 14 Сен 2013, 12:34 | |
| 585
См., например, репортаж от 11 мая 1922 года, опубликованный в издании «The Magic Circle».
586
«The Goligher Circle», май – август 1921. Эксперименты Фурнье д’Альбэ. Лондон, 1922.
587
Лофтус Хейр. «The Classification of Psychic Phenomena». См. «The Occult Review», июль 1924, с. 38.
588
Видимо, настоящее ее имя Марта Беро. Профессор Рише подтверждает, что в 1905 году при его экспериментах с нею в Вилла Кармен удалось добиться материализации.
589
Которая, как уже отмечалось, специализируется на автоматическом письме и Ouija-Board.
590
Он написал, в частности, работу под названием «Новое Откровение» и сделал компиляцию «The Spiritualists’ Reader» (Коллекция посланий от духов, почерпнутая из многих источников и специально подготовленная для Кратких чтений).
591
Во всех документах подчеркивалось различие между научными экспериментами и суеверными злоупотреблениями.
592
Флоралия, самый буйный из римских праздников, начинался на четвертый день до майских календ, и в ходе этих праздников зрители требовали, чтобы мимы играли обнаженными, «agebantur [Floralia] a meretri-cibus ueste exutis omni cum uerborum licentia, motuumque obscaenitate», говорится в комментарии на Марциала I, 1; «Lasciui Floralia laeta theatri», как именует их Авсоний, «De Feriis Romanis», 25; Лактанций. «De Institutionibus Diuinus», I, 20, пишет: «Celebrantur ergo
illi ludi cum omni lasciuia, conuenientes memoriae meretricis. Nam praeter uerborum licenti-am,quibus obscaenitas omnis effunditur; exuuntur etiam uestibus populo flagi-tante meretrices; quae tunc mimorum funguntur officio; et in conspectu populi usque ad satietatem impudicorum luminum cum pudendis motibus detinen-tur». И св. Августин и Арнобий порицали непристойность этих танцев. В Сане во время праздника дураков, когда не существовало запретов, мужчины участвовали в процессиях обнаженными. Вартон в «Истории английской поэзии», 4 тома, 1871, II, 223, полагает, что в мистерийных пьесах «Адам и Ева изображались на сцене обнаженными и обсуждающими свою обнаженность; что было вполне уместным введением для следующей сцены, когда они выступали уже в фиговых листьях». В указаниях к постановке честерских пьес мы читаем: «Statim nudi sunt… Tunc Adam et Eua cooperiant genitalia sua cum foliis». Чэмберс в книге «The Medieaval Stage» (Средневековая сцена), II, 143, сомневается в том, что актеры действительно выступали обнаженными, и предполагает, что они были одеты в облегающие костюмы из белой кожи. Мне кажется, однако, что прав Вартон.
593
Фалес был весьма древним божеством, весьма схожим с Приапом и тесно связанным с вакхическими мистериями. Рефрен заимствован из «Ахарнянок», 263 – 265.
594
См. серии портретов персонажей, выполненных Калло. «I Balli di Sfessanio».
595
Его не следует путать с печатником Фустом, что одно время часто делалось.
596
В пьесе Марло Фауст приветствует «немца Вальда и Корнелия». Кто такой Вальд (Valdes), не было до сих пор объяснено. Предположение доктора Хевлока Эллиса, что подразумевается Парацельс, кажется безусловно верным.
| |
| | | Селена18
Сообщения : 125 Очки : 4233 Дата регистрации : 2013-09-01 Репутация : 0
| Тема: Re: История колдовства. Читать онлайн. Сб 14 Сен 2013, 12:35 | |
| 597
На английском языке напечатано в «Голландской библиотеке», 1924.
598
Международное театральное общество дало спектакль по подписке «Мария из Ниммегена» в театре Маскелин в воскресенье, 22 февраля 1925 года. Но эта пьеса, изображающая сцены из жизни бюргеров, наполненные народом улицы, рыночную площадь, подразумевает большую сцену и достаточное финансирование, чего в данном случае не было
599
Значение слова «fairies» раскрывается в трактате Д.Р.Р. Толкина «О волшебных сказках». Прим. пер.
600
Которую Апулей в «Метаморфозах», I, именует saga et diuina.
601
«Макбет» подвергался переделкам с самого начала своей театральной жизни. После того как Реставрация дала возможность возродить пьесу, сценам с ведьмами немедля стало придаваться важное значение. 7 ноября 1667 года Пепис писал, что остался очень доволен «дивертисментом, хотя здесь имеешь дело с глубокой трагедией».
602
«Эдмонтонская ведьма» была эксгумирована под моим руководством для двух представлений Лирического театра в Хаммерсмите, 24 и 26 апреля 1921 года. Сивилла Торндайк играла ведьму, Рассел Торндайк – фамилиара, Ян Свинли Фрэнка – Торни, Эдит Эванс – Энн Ратклифф и Фрэнк Кокрейн – Кадди Бэнкса.
603
Согласно «Stationer’s Register», 28 октября 1634 года состоялась премьера.
604
В ходе знаменитого процесса над ведьмами, проходившего в Шотландии в 1661 году, Джонет Ватсон из Далкейта призналась, что «диавол являлся ей в обличии прелестного паренька в зеленых одеждах».
class="h1">
605
Книга III, «De Magis et Maleficis Finnorum».
606
В полемической поэме «МакФлекно». Подзаголовок – «Сатира на подлинного протестантского поэта». – Прим.пер.
607
Тейга сыграл Энтони Ли, самый знаменитый комедиант той эпохи и близкий друг Шедвелла.
608
Интересно, что Халливелл в «Поэзии о ведовстве», репринте пьес Хейвуда и Шедвелла (отпечатано 80 копий), 1853, не стал выделять курсивом часть пьесы, а дал везде одинаковый шрифт, существенно понизив качество своего издания.
609
Лицензия на постановку выдана 2 ноября 1672 года, опубликована в 1673 году.
610
Впоследствии речитатив Исмерона «Дважды 10 сотен божеств» был использован Перселлом.
611
Пера Драйдена. Он написал первую сцену первого акта, целиком четвертый акт, больше половины пятого акта, остальное, соответственно, написал Ли.
612
Полный анализ и критика этой пьесы дается в моей статье о Зороастре в «Modern Language Review», XII, Jan. 1917.
613
Младший брат Пьера Корнеля.
614
Главную роль дамы Добсон сыграла миссис Кори, одна из ведущих комических актрис, которую столь уважал за ее чувство юмора Самуэль Пепис.
615
Миссис Бен обязана произведению Ширли «Дама удовольствий», поставленному сэром Генри Хербертом 15 октября 1635 года, издание вышло в 1637 году. Следует признать, что она обыграла сюжетные ходы с большим остроумием, чем ее предшественник, чьи стихи сладкозвучны, но, видимо, слишком серьезны для употребления в конкретной сценической ситуации. | |
| | | Селена18
Сообщения : 125 Очки : 4233 Дата регистрации : 2013-09-01 Репутация : 0
| Тема: Re: История колдовства. Читать онлайн. Сб 14 Сен 2013, 12:35 | |
| 616
George Sinclar. Satan’ Invisible World Discovered, 1685, репринт 1871.
617
«Девичья месть», поставлено в 1626, издано в 1639 году.
618
И еще вспомним Мопуса в «Обманах» Вильсона (постановка в 1662 году), Старгейза в «Городской мадам», Руси, Норбретта и их помощников в «Ролло», Яккелино в «Некроманте» Ариосто.
619
Сэр Адольф Вард в «English Dramatic Literature», 1899, II, 465, утверждает, что Лангбейн ошибочно посчитал источником этой пьесы «знаменитую новеллу Макиавелли о женитьбе Белфегора». Но вряд ли это умозаключение справедливо. Лангбейн писал: «Начало пьесы как будто бы имитирует новеллу Макиавелли о Бельфегоре: то место, где Плутон созывает демонов на совет».
620
Про Папу см. книги: «Le Pape Alexandre VI et les Borgia» Пьера Ольвье, Paris, 1870; «Papa Alessandro VI secondo documenti e carteggi del tempo» Леонетти, 3 тома, Bologna, 1880; «Хроники дома Борджа» Фредерика, барона Корво, 1901. Особенно большое значение и ценность принадлежат труду монсеньора де
Ру «Материалы для истории Папы Александра VI» в 5 томах, Брюгге, 1924. (Также из работ, переведенных на русский язык, выделяется книга Ивана Клулы «Борджиа», Ростов-на-Дону, 1997. – Прим. пер.)
621
Кто убил герцога Гандийского, так и не было установлено.
622
Из этих пьес были напечатаны только песни, 1783.
623
Фосбрук пишет в книге «British Monachism», что в правление Генриха VI некая Изольда де Гетон обратилась к нему с просьбой, чтобы приняли ее затворницей в аббатство Волли. Но впоследствии она отказалась от затворничества и нарушила свои обеты, так что король аннулировал разрешение, выданное ей на пребывание в монастыре.
624
Описанные в ней события исторически верны. См. книгу Коттона Мэтера «Чудеса незримого мира». Кори, отказавшийся просить о помиловании, был послан на смерть.
625
Первое представление состоялось 10 октября 1910 года в Royalty, Глазго. Премьера в Лондоне, при дворе, 31 января 1911 года. Возобновлена также при дворе 29 октября 1913 года и шла около месяца, после чего была включена в последующий репертуар.
| |
| | | | История колдовства. Читать онлайн. | |
|
Похожие темы | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |